Общество

20:37, 13 января 2015

Страсти по приватизации

 Арсений АБУШОВ
    
Лишь полтора месяца остается для того, чтобы приватизировать квартиру. 1 марта истекает срок бесплатного оформления жилья в собственность. Процесс этот в России продолжался более двух десятков лет, и сейчас эксперты говорят о том, что пересматривать и вновь отодвигать временные рамки власти вряд ли станут.

Что родится в спорах?

Однако дискуссии по этому поводу идут и сейчас. Некоторые депутаты Госдумы считают несправедливым лишать возможности оформить квартиру в собственность переселенцам из ветхого жилья: «Не люди виноваты в том, что новые квад­ратные метры им предложили «не в те сроки». Оппоненты идеи продления отмечают, что сложившаяся ситуация сдерживает многие жилищные программы: «Строительство переселенческого фонда должен кто-то финансировать, но построенные квартиры благодаря приватизации тут же «утекают» на коммерческий рынок». Председатель наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин полагает, что, продлевая сроки, «мы никогда не решим вопрос ни с капремонтом, ни тем более с переселением из аварийного жилья».
Эксперты же уверены в необходимости сохранить право бесплатной приватизации полученного от государства жилья только для детей-сирот, выпускников детских домов.

Учесть нюансы
С тулячкой Верой Дмитриевой (имя и фамилия героини изменены по ее просьбе. – Ред.) произошла, казалось бы, невероятная история: девушка не может войти в квартиру, где прожила пять лет. Жилье опечатано после трагической смерти тети – ответственного квартиросъемщика неприватизированной «двушки».
– Тетя была одна прописана в квартире, – рассказывает Вера. – Кроме меня у нее никого не было. Жили мы с ней дружно, что называется «душа в душу». Это все соседи подтвердят. Да и сама она всегда говорила, что я здесь останусь. Конечно, понимаю, насколько беспечно мы к вопросу подходили, но и родственница находилась не в том возрасте, когда думают о смерти. К сожалению, время вспять не повернуть…
Девушка сокрушается и задается вопросом: возможно ли унаследовать неприватизированную квартиру? Договор социального найма означает, что продавать и передавать по наследству такое жилье нельзя. И если там никто не прописан, то оно отходит государству. Теоретически, говорят специалисты, Вера могла бы претендовать на квартиру, если бы тетя прописала племянницу. Но даже в этом случае есть сомнения в том, что претензии Дмитриевой были бы удовлетворены.
– Даже если бы девушка оказалась прописанной, ей пришлось бы заново заключать договор социального найма, – поясняет юрист Владимир Савченко. – И не факт, что Вере это позволят сделать. Ей нужно будет доказать, что она малоимущая. Ведь квартира относится к категории социального жилья. А по закону бесплатное социальное жилье в первую очередь должны получать дети-сироты и дети, оставшиеся без родителей, а также инвалиды и ветераны войны. Потому после смерти ответственного квартиросъемщика помещения заново перераспределяют на усмотрение местных властей.
Государство оставляет за нанимателем право на бесплатную приватизацию, сроки которой как раз и истекают 1 марта этого года. Но в сложившейся ситуации Вере Дмитриевой претендовать не на что. И тут есть о чем подумать.

Важна пунктуация
«Приватизировать нельзя отказаться» – где в этой фразе поставить запятую? Ответ не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, не для всех. Какие же выгоды для нанимателя социального жилья усматривают противники приватизации? Во-первых, проживающие в такой квартире не платят имущественного налога, который, напомним, теперь исчисляют не из инвентаризационной, а из кадастровой стоимости. Во-вторых, им не придется делать взносы на капитальный ремонт дома. В-третьих, не страшен форс-мажор. Иными словами, пожары и затопления в приватизированных квартирах – головная боль их собственников, как и право оформить страховку, тем самым неся дополнительные расходы.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий