Общество

18:32, 17 августа 2015

«Танк добра» прокатился по Туле

 Татьяна ЕЛАГИНА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Экипаж одной из пяти синагог на колесах, стартовавших из Москвы в рамках Еврейской этнографической экспедиции «Мицва-мобиль», в конце июля прибыл в Тулу. В столицу пряников и самоваров трое молодых раввинов привезли рукописный Свиток Торы, книги о еврейской культуре, традициях и образе жизни. В течение двух дней Шолом Лазар, Довид Лакшин и Мендел Эринтрейн встречались с членами общины, детьми из еврейской воскресной школы, молодежью.

Синагога на колесах
История мицва-мобилей началась в Израиле в середине 60-х годов. Именно тогда «танки добра» стали одним из орудий в борьбе против духовной ассимиляции, которую возглавил Любавичский Ребе.
– Со временем мицва-танки распространились по миру. В России эта акция началась четыре года назад. В этом году пять таких машин, специально обустроенных и оснащенных всем необходимым, колесят по Российской Федерации, в том числе по новообразованному Крымскому региону. Первый маршрут как раз был из Москвы в Тулу. В целом акция планирует покрыть 70 городов, – рассказал председатель региональной организации «Еврейская община г. Тула» Ерухом Шальмиев.
За два дня в городе оружейников синагогу на колесах посетили порядка ста человек. Нам тоже разрешили подняться в мицва-мобиль. Внутри все напоминало уютное СВ в хорошем фирменном поезде. Довольно большой откидной стол, на котором аккуратно сложены книги, буклеты, по бокам стола – удобные мягкие диваны. На уровне головы в микроавтобусе расположены антресоли, уставленные еврейской литературой. Полумрак, царящий в помещении, призван создавать атмосферу спокойствия и умиротворения, в которой человек может помолиться. В фургоне нас встретил молодой раввин.
– Для людей, которые оторваны от своих корней, проживают на территории, где нет синагоги, отсутствует еврейская литература, нет Торы, молитвенников, мы придумали храм на колесах. Он может приехать в любой город, даже маленький поселок, где проживает только один еврей, – объяснил раввин Шолом Лазар. – Зайдя в мицва-мобиль, у еврея есть возможность задать важные вопросы, узнать больше о традициях, ближе познакомиться с нашей культурой.

Вижу – делаю
По самым скромным подсчетам, в тульском регионе проживают три тысячи евреев, и им повезло, потому что в городе-герое несколько лет назад община построила прекрасную синагогу.
– Здесь постоянно собирается много людей, – рассказывает Ерухом Шальмиев. – А в самом общинном доме проходят съезды, конференции, лекции. У нас есть хорошие образовательные программы, действуют клубы по интересам, приезжают лекторы из московских университетов и музеев, которые рассказывают потрясающие вещи. Вместе мы путешествуем по значимым для евреев местам. Мы чтим нашу культуру и традиции и стараемся их соблюдать.
Ерухом Шальмиев предложил показать здание общинного центра с синагогой. Разве можно было отказаться? По пути в зал синагоги мы зашли в музей. В одной части его демонстрируется еврейский быт прошлого столетия. Уютное кресло-качалка с небрежно накинутым теплым пледом, неподалеку расположился массивный стол с самоваром, на котором лежат две субботние халы, прикрытые аккуратно вышитой салфеткой. Предметы экспозиции с большой любовью вещь за вещью собирали в течение долгого времени. Получилось очень натуралистично, будто только что заботливые бабушкины руки поставили самовар, а сама она вышла позвать к чаю внуков.
Музейные стенды хранят уникальные личные вещи, принадлежавшие знаменитым врачам, музыкантам, купцам – евреям, жившим в Туле. Здесь собраны также копии архивных документов, рассказывающих о жизни евреев в областном центре.
После нас проводили в центр религиозной жизни общины. «Дом собрания», или синагога, пред­ставляет собой просторный зал, напоминающий устройство Скинии, построенной евреями в пустыне. Внутри имеется Святилище, лицом к нему обращены деревянные скамьи, на которых читают молитвы. Стена, у которой стоит арон кодеш – шкаф, с хранящимися в нем свитками Торы – направлен в сторону Иерусалима. И хотя в Туле здание синагоги расположено не на самом высоком в городе холме, все же это место очень любимо иудеями.
– Я прихожу сюда очень часто. Синагога для моей семьи – второй дом, она нам очень много дала. В общине дети посещают воскресную школу, изучают иврит, узнают историю, также им рассказывают о еврейских праздниках, – с удовольствием поделилась Нина Вайнер.
– Мы общаемся, смотрим фильмы, обсуждаем книги, – добавляет член Еврейской общины Елена Блейхер. – Работает замечательный клуб «Синематика», где можно увидеть шедевры мирового кино, созданные на еврейскую тему или евреями, например, Братьями Коэн, Вуди Алленом. Кстати, к нам приходят не только евреи, но и просто горожане, сотрудники музеев, интеллигенция.
В региональном национальном сообществе действуют порядка 50 программ, которые охватывают абсолютно разные направления. Тульским евреям помогают в приобретении лекарств, пенсионерам привозят горячие кошерные обеды, снабжают продуктовыми наборами. Всем желающим преподают уроки Торы. Работает и общинный проект «патронажная служба», участники которого действуют по принципу: вижу – делаю. Здесь нет фиксированного списка оказываемых услуг и решаемых вопросов. Уборка, стирка, доставка продуктов из магазина или с рынка, лекарств из аптеки, ремонтные работы, мытье окон и просто теплое отношение, добрые слова – все это в полной мере обеспечивается пожилым людям.
Рассказывая о программах, Елена Блейхер вдруг вспомнила о «кошерном прянике», который абсолютно всем придется по вкусу. Угощение печатается на оригинальных досках и выпекается из теста, соответствующего всем требованиям Кашрута. Например, в них нельзя добавлять консерванты, а огонь в печке обязательно должен разжечь еврей.
Кошерные пряники любят даже за границей. Один из гостинцев, привезенных в Нью-Йорк, так и остался в музее Рериха. И тут необходимо рассказать занятную историю совпадений.

Аиде Тульской презент
– Как оказалось, в этом музее работает одна очень приятная женщина и носит она удивительное имя – Аида Тульская. Бывает же: Аида Тульская, да еще в таком месте! – восклицает наша собеседница. – Такое нерядовое совпадение воодушевило Любовь Теплинскую, которая и рассказала мне об этом невероятном случае. По счастью, у нее в запасе как раз был тульский пряник, не простой, а кошерный. Его-то и вручили Тульской Аиде, не забыв при этом пересказать историю происхождения сладости. Так и остался сувенир в США. И теперь пряничек там оберегают как восьмое чудо света.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему