Общество

13:06, 28 декабря 2018

Тайны белевского бомбардировщика

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Алексей ПЕТРУШИН

В оружейной столице в центре «Спектр» ре­гио­наль­ная общественная молодежная патриотическая организация «Тульский Искатель» подвела итоги археологического сезона – 2018. Каждый следопыт с нетерпением ждет, когда же наступит весна и можно будет отправиться на раскопки в поля и леса, чтобы продолжить начатый ранее поиск, поделился представитель объединения Михаил Власов.

– В этом году весенняя экспедиция проводилась с 28 апреля по 8 мая в районе белевских деревень Новые Дольцы и Башкино, – сообщил Власов. – Но по традиции туда предварительно, за три дня до начала раскопок, забросили первый десант искателей, для того чтобы наладить быт на месте лагеря и обеспечить комфортный проезд следопытов. В Белевский район съехались поисковики практически из всех районов нашей области, а также из Вязьмы и Екатеринбурга. Место, где проходила экспедиция, нам хорошо знакомо и уже стало, можно сказать, родным.
Основные работы велись на Долецком поле, вблизи деревни Башкино, в оврагах между населенными пунктами. В итоге были обнаружены останки 11 бойцов РККА. Обычно найденных красноармейцев предают земле с отданием духовных и воинских почестей сразу же после экспедиции. Но в этом году помешала поздняя весна, поэтому принято решение перенести захоронение у Кургана Славы в Белеве на 22 июня.
Уходящий год стал примечательным и в плане поисковых работ на местах падения самолетов, отметил Михаил. В том месте, где в Белевском районе упал советский пикирующий бомбардировщик Пе-2, полноценные работы ведутся уже несколько лет. И каждая экспедиция приносит знаковые находки.
– В какой-то момент нам стало понятно: необходима очень мощная землеройная техника, которая позволит достать с большой глубины фрагменты авиамашины, – продолжил молодой человек. – Благодаря неравнодушным людям нам выделили экскаватор, доставив его на трале из Тулы. С его помощью удалось произвести выемку грунта с шестиметровой глубины. Если в начале работ была выкопана яма два на два метра и глубиной пара метров, то потом котлован получился диаметром порядка двадцати метров! К сожалению, крупных деталей в почве не оказалось. Пришлось заново проанализировать, каким же был истинный сценарий гибели самолета. Стало понятно, что при падении он взорвался, и его фрагменты разбросало в радиусе 300 метров. Нашли интересные предметы, которые потихоньку начали проливать свет на эту историю – части кабины, амуниции, привязной системы, что указывало: экипаж в момент падения самолета находился внутри. Из-за сильного удара о землю авиамашину разорвало на мелкие фрагменты, что уж говорить о телах членов экипажа...
Искателям вскоре удалось выявить уникальный рассекреченный документ за подписью начальника штаба 356-й стрелковой дивизии подполковника Волчкова. В нем, в частности, указано: 26 июня 1942 года в 10 часов 40 минут двумя немецкими самолетами Ме-109 в воздушном бою был сбит двухмоторный средний бомбардировщик, который загорелся в воздухе и упал в лесу северо-восточнее деревни Гамово. «Самолет и экипаж сгорели, – говорится в донесении. – Были подобраны две записные книжки, принадлежащие лейтенантам Якушеву и Стародубу, 550 руб­лей и справка Свердловского адресного бюро». Далее следопыты установили данные об экипаже. В него входил штурман Николай Филиппович Стародуб, он родился в 1910 году в Киевской области, служил в разведывательной авиации. А летчик Иван Филимонович Якушев появился на свет в 1914-м в Татарской АССР. Получается, что уже в 1942-м экипаж идентифицировали, но до сих пор оба авиатора числятся в официальных документах пропавшими без вести при выполнении боевого задания в районе Орла. Впрочем, Власов и его единомышленники не уверены до конца, что им удалось найти именно самолет Стародуба и Якушева.
– Считаем, что еще рано делать окончательные выводы: предстоит скрупулезная архивная работа по сопоставлению экипажа с номером самолета и номерами двигателей, – рассуждает собеседник. – Раскопки следует обязательно возобновить ввиду очень большого разлета осколков авиамашины. Нужно подбирать в окрестности абсолютно все детали бомбардировщика, искать на них номера, анализировать всю имеющуюся информацию по этому борту. Кстати, всего за время экспедиций в Белевском районе на месте падения Пе-2 нами обнаружено уже порядка пяти тысяч фрагментов, которые со временем мы намерены выставить на всеобщее обозрение.
Ну а пока часть авиационных находок уже можно увидеть в музее «Тульского Искателя», на днях открывшемся в молодежном центре «Спектр».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Быть готовым к службе

28 декабря, 12:55

Итоги года

28 декабря, 12:42

На эту же тему