Общество

19:53, 11 ноября 2014

Тайны картотечных барабанов

 Ирина СУРКОВА
 Оксана ОДИНЦОВА

Прототип адресно-справочной службы появился еще в XVII веке, но и сегодня потребность в ней сохраняется – только в тульское ведомство ежедневно поступает от 500 до 700 звонков.

История службы началась в XVII веке, когда по инициативе французского врача Тео­фраста Ренодо в Париже открылось первое в мире Адресное бюро. Оно частично выполняло функции рекламного агентства. Примечательно, что воспользоваться его услугами и дать объявление мог любой, кто готов был расстаться примерно с тремя су. При этом цена зависела от благосостояния рекламодателя, а для бедных жителей эта услуга была вообще бесплатной.
В России же первые похожие конторы появились чуть позже: Высочайшим Указом от 15 октября 1809 года в Москве и Санкт-Петербурге в составе городской полиции были созданы Конторы адресов. На них были возложены две важные функции: финансовая и полицейская. Желающие устроиться на службу должны были оставить в конторе адресов паспорт. Взамен за определенную плату им выдавался билет на жительство, который давал разрешение жить и работать в городе. «Безбилетников» же обер-полицмейстер немедленно высылал из населенного пункта. В 1839 году Контору адресов преобразовали в Адресную экспедицию, при ней же учредили адресный стол. В конце концов 11 ноября 1926 года было объявлено о создании в СССР адресных бюро и адресных столов.
В отделе адресно-спра­воч­ной работы УФМС России по Тульской области, по словам его начальника Ирины Сорокиной, работы хоть отбавляй. Сотрудники перешли фактически на круглосуточный режим: поздний вечер и ночь – самое подходящее время для работы с документами, поскольку днем заниматься бумажными делами порой физически невозможно.
– В основном мы обрабатываем запросы правоохранительных органов, но также активно работаем и с физическими лицами, – рассказала Сорокина. – К примеру, если гражданину необходима справка о регистрации по месту жительства, то он приходит именно сюда. Приблизительно до 2009 года эту функцию выполняли районные администрации, а теперь мы.
Нередко также жители региона ищут через адресный стол старых знакомых, с которыми когда-то прервалась связь. До 2007 года все было просто: пришел в отдел, назвал имя и фамилию человека – получил адрес. Однако после изменения законодательства о персональных данных найти сокурсника или одноклассника стало сложнее.
– Если вы решили наладить контакт со старыми друзьями, то для начала отправьте заявление в электронном виде через единый портал госуслуг (www.gosuslugi.ru). Можно и по почте, но так быстрее, – объяснила Ирина Николаевна. – Мы проверим, зарегистрирован ли у нас этот человек, и если да, то отправим ему почтой ваши координаты. А дальше уже ему решать – отвечать или нет. Не так давно с подобным заявлением обратился один дедушка из районного центра. У него умерла жена, и он решил разыс­кать ее давнюю подругу-тулячку. Так вот та женщина категорически отказалась выходить на связь. Но в то же время многие люди охотно отвечают. Кстати, если вы не горите желанием общаться со старыми знакомыми, можете написать заявление о непредоставлении своих данных по запросу физических лиц.
После беседы Сорокина пригласила нас в просторный зал, где располагаются деревянные картотечные барабаны довоенных лет. Миг – и в руках начальника появилась карточка с данными корреспондента.
– Несмотря на то что сейчас миром правит техника, найти адрес с помощью картотеки быстрее, чем на компьютере. Дело в том, что она строится по фонетическому принципу. Например, фамилию «Одинцова» мы будем искать на букву «А» – как слышим, так и ищем. Кроме того, у нас бывают перебои с электричеством, и тогда барабаны становятся настоящими палочками-выручалочками, – рассказала начальник отдела.
Как объяснила Сорокина, кроме поиска друзей и прочих запросов от туляков поступали порой очень комичные просьбы. Например, выдать справку о том, что в квартире вместе с хозяевами прописана… их собака!
– Да, бывало и такое, – улыбнулась она. – Но это единичные случаи. В основном наши клиенты – адекватные и доброжелательные люди. Их привлекает оперативность работы. По регламенту мы можем выдавать необходимые справки в течение трех дней, а на деле это занимает всего несколько минут.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий