Общество
16:32, 02 мая 2023
Технология доброго и вечного: отдых и не только
Если в лагерь приехал трудный подросток, надо проявить к нему внимание, разговорить и… попросить о помощи!
Ощущая доверие комиссара, ребенок видит в своем старшем товарище не только авторитетного взрослого, но и ориентир, человека, на которого хочется равняться. А задача взрослых – транслировать ребятам самодисциплину, ответственное и разумное поведение и, конечно, примеры хороших поступков.
Вот уже 30 лет в лагерь «Технология добра» приезжают самые разные мальчишки и девчонки.
Когда-то на каникулах сюда попал и Станислав Усов и остался навсегда: сначала на три летние смены, потом на те, что проводились осенью и зимой, постепенно дорос до вожатого, которого здесь называют комиссаром, и теперь уже сам собирает тульских подростков, чтобы научить доброму и вечному.
Товарищ старшина, комиссар и Айболит
Перерыв в его лагерной практике длился всего один год, да и то по уважительной причине – Станислава призвали в армию.
Впрочем, и тут он умудрился сплотить вокруг себя коллектив и помогал своим товарищам воспитывать четвероногих друзей – по воле судьбы служил кинологом в минно-разыскном подразделении, учил питомцев находить взрывчатку, при этом за плечами у комиссара уже был опыт ветеринарного врача и сотни спасенных пушистых жизней. А потому совсем неудивительно, что к такому классному лидеру, которому по плечу и армейские будни, и забота о братьях меньших, с удовольствием тянутся подростки.
Впрочем, как уверяет Станислав, всех комиссаров «Технологии добра» отличают харизма, веселый нрав, способность повести за собой, и конечно, понимание трудного возраста.
Ну а как же это действует на деле – рассказывает наш собеседник.
Все дети – взрослые!
– Летняя смена в «Технологии добра» – это порядка 200 подростков. В отряде-команде – 20 человек под крылом двух комиссаров. Наша задача – расшевелить ребят, заставить мыслить, видеть проблемы, не замыкаться в себе, что очень важно в век гаджетов.
Сегодня почти во всех лагерях верхняя возрастная планка – 16 лет. Мы пошли другим путем: к нам приезжают ребята от 12 до 18 лет. Для нас ценно, чтобы ребята разного возраста обязательно были вместе. В таком коллективе можно научиться общаться не только со сверстниками, как это часто происходит в школе. Здесь старшие становятся нашими помощниками, а младшие чувствуют себя частью единого целого. А ведь особенность подросткового восприятия такова, что и в 12, и в 16 лет они ощущают себя взрослыми! И если этого не учитывать, обязательно начнутся проблемы.
К примеру, у девочки первая любовь и первая ссора с парнем. Родители скажут: забудь, не доросла! И тем самым обесценят ее чувства. А дочке важно, чтобы кто-то
понял, что ей сейчас одиноко и горько; и мы как раз ее поймем, поможем пережить стресс.
Но про свою первую любовь школьники, конечно, расскажут не сразу. Поэтому, начиная смену, первым делом мы работаем над командообразованием. Специально подбираем игры и задания, в которых ребята просто вынуждены проявить взаимовыручку – к примеру, играем в «Плот». Суть его достаточно проста: воображаемый корабль терпит крушение, а все, кто плыл на нем, могут спастись, только оказавшись на плоту, который нарисован мелом на полу. Поначалу на нем много места, но акулы постоянно кружат рядом и отгрызают бревно за бревном. А чтобы выиграть в этой игре, спастись должна вся команда. И ребятам приходится сжимать круг, тактильно взаимодействуя друг с другом, потому что кто-то стоит на одной ноге, а кого-то и вовсе нужно посадить себе на плечи…
Когда конфликт – не катастрофа
Преодолевая разные препятствия, ребята постепенно превращаются в команду. Примерно через неделю у нас сформирован супер-коллектив, ребята чувствуют крутые перемены, понимают, что вместе они – сила! Но буквально на 10-й день начинаются первые споры и ссоры, происходит спад, разочарование. Катастрофа? Ничего подобного! Как комиссары, мы прекрасно знаем об этапах формирования временного детского коллектива и об эмоциональной составляющей каждого из них. И наша задача – зарядить ребят, вернуть командный дух.
Вообще, в нашей стране система детских лагерей – уникальна. Как правило, за рубежом – это коллектив по интересам. К примеру, ребята любят математику, едут в лагерь, решают задачи, а вечером кино и дискотека. То же самое касается спорта или компьютеров, где очень ценится индивидуальность. Но у нас немного по-другому. Для нас главное – коллектив. Кроме «я» существует «мы», при этом «мы – это много «я». К примеру, у нас есть конкурсы, когда несколько групп ребят готовят сценические номера – а здесь и юмор, и танцы, и песни. Есть общее условие: в номере участвует вся группа, то есть человек восемь. Конечно, всегда есть подростки, которые занимаются творчеством с детства. Именно они помогут научиться тем, кто считает себя новичком. А последний может настолько увлечься, что начнет играть в КВН или петь в хоре, а уезжая из нашего лагеря, получит новое хобби.
От «мои увлечения» до «моя боль»
Кстати, во время всевозможных занятий мы выделяем и явных лидеров, и неформальных, и изгоев. И после правильной проработки направляем каждого в верное русло: последним помогаем влиться в коллектив, а первым – его не разрушить. А еще мы учим смеяться над собой. Это очень необычно для подростка, и мы на собственном примере показываем, что это не страшно, что авторитет никуда не денется…
Проживая смену, подростки развивают эмоциональный интеллект. Мы насыщаем досуг школьников максимально разными мероприятиями – спортивными, художественными, нравственного содержания; большое внимание уделяем коммуникативным играм, различным квестам; поддерживаем мотивацию ребят, включая соревновательный компонент между отрядами.
А в конце каждого дня подводятся итоги. И если на первых порах ребята могут рассказать друзьям только о своих увлечениях, то к концу лагерной смены темы становятся куда острее, а эмоции уже зашкаливают: «моя любовь», «моя утрата». То есть создается атмосфера, когда все доверяют друг другу.
Когда важно изгнать барабашек
– Большая часть подростковых проблем – от плохой дисциплины до переживания по поводу потери близких людей – решается с помощью разговора, помноженного на внимание и терпение. Тут как в ветеринарии: ты видишь симптомы недуга и должен докопаться до причины. К примеру, агрессия – это признак, а ты должен разобраться в истоках. Но бывает, что нужно конкретное действие: вот боится ребенок уснуть, услышал от кого-то, что в шкафу барабашка. Что сделает комиссар? Соберет других комиссаров, позовет ребенка и проведет ритуал изгнания – и сделает это на позитиве.
Даже если на подкорке сознания ребенок не поверит старшим товарищам, его настроение улучшится, и он сможет наконец уснуть…
А еще в отличие от многих других коллективов в нашем всегда поощряется инициатива. Конечно, в пределах разумного: если подростки придут и предложат выделить им место для курения, мы на это не пойдем, но объясним, почему курить вредно и какой пример подавать не стоит.
Здесь и сейчас и навсегда
Конечная цель любой смены – выработать активную жизненную позицию. Нашим профилем является добровольчество. За пределами лагеря ребята начинают заниматься волонтерством, при этом поддерживают общение друг с другом, а мы продолжаем им помогать, вместе участвуем в добрых делах. И… ждем их снова в лагерь – отдыхать, становиться дружнее, вливаться в команду комиссаров.
Лагерь «Технология добра» работает под эгидой Комитета по молодежной политике Тульской области. О его основах и принципах можно узнать на страничке группы «Технология добра» в ВК.
Людмила ИВАНОВА
Фото из личного архива Станислава Усова
Ранее на тему
26 апреля, 14:59
25 апреля, 17:15
25 апреля, 17:11