Общество

18:31, 16 марта 2016

Терапия выслушивания

 Людмила ИВАНОВА

Эта телефонная линия освобождается от поминутной оплаты. Потому что цена звонка слишком велика. Велика настолько, что и не выразить в цифрах. Порой бывает и так, что цена звонка на детский телефон доверия – жизнь…

С надеждой на помощь
– Несколько лет назад погибла знакомая девочка, ей было всего 12 лет. Мне сейчас 17. Я часто думаю о смерти, постоянно… Не могу отделаться от этой мысли ни днем, ни ночью. Та девочка снится мне и «утягивает» за собой…
– Мама меня совсем не понимает, она разлюбила меня, а я – ее. Я так больше не могу. Решила наглотаться таблеток и умереть…
– Мне 14, а ему 15. Это было всего лишь раз, и я… забеременела. Он сказал, что я ничего не смогу доказать… И как маме сказать?
– Меня изнасиловал взрослый парень. Мне 15. Я не знаю, как теперь жить…
– Мне 15 лет. Меня бьет мать, и отца заставляет делать то же самое. Оба меня оскорб­ляют, ненавидят. Я больше не могу с ними жить. Хочу уйти – далеко и навсегда…
– Подскажите, как попасть в детский дом? Больше не хочу жить с этими… с отчимом и матерью, отцу и его новой я тоже не нужен. Я обращался в детский дом, но там только дошкольники… Мне дали ваш телефон и сказали, что вы поможете…
Это реальные истории, рассказанные подростками консультантам детского телефона доверия. Конечно, исповеди такого накала звучат не каждый день. Чтобы уберечь подростков от рокового шага, говорить с ними приходится долго и честно. Сначала – вместе горевать. Потом откровенно говорить о жизни и смерти. Рассказывать, что тема смерти пугает и интересует всех людей в период взросления, что жизнь дается только один раз, что детская обида «я накажу вас своей смертью» необратимо зачеркивает и твое будущее. Развенчивать романтизацию смерти, показывать ее грязную изнанку. Затем – выводить на позитив…
Разбираясь в конфликте «отцов и детей», консультант помог девочке выяснить причины ее разногласий и прийти к выводу, что на самом деле мама очень любит дочку и желает ей добра. Слезы высохли. Вместе с консультантом девочка продумала поэтапный план выхода из ситуации, поняла, как договориться с мамой. А через несколько дней позвонила и сказала, что хочет жить дальше…
А вот ее ровесница, рассказавшая о жестоком обращении с ней в семье, после беседы с психологом решилась обратиться к уполномоченному по правам ребенка и защитить свои права...
Мальчишка, стремящийся в детдом, обсуждать свои проблемы не хотел. Он уже все решил и искал, куда конкретно ему обратиться. В итоге подросток получил адреса и телефоны социальных центров Тулы…
Беременной девочке консультант объяснил возможности доказательства факта отцовства. Чтобы ответить на вопрос: «Как сказать маме?», пришлось завести беседу о степени доверия в семье. Потом зашла речь о последствиях аборта и о том, что несовершеннолетним аборт делают только с разрешения родителей. Разговор постепенно вышел на возможность дистанционного обучения беременной, на то, что если юная мама решит отказаться от малыша, его может усыновить хорошая семья. Девочка получила координаты кризисного центра помощи женщинам и продумала поэтапный план разговора с мамой…
В случае с изнасилованием консультант успокоил девочку, объяснил, как рассказать о случившемся дома, как привлечь насильника к ответственности, дал нужные телефоны и адреса. Месяца через три девочка снова набрала номер телефона доверия. На этот раз она благодарила психолога, который глубокой ночью разделил с ней ее беду…

Лоскуты
детской боли
Как показывает практика, на детский телефон доверия звонят не только дети и подростки. Почти половина абонентов – взрослые люди. За помощью специалистов обращаются родители и педагоги, обеспокоенные поведением ребят. Звонят и посторонние люди, которым небезразлична судьба детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Сами же дети нередко хотят понять, почему у них не складываются отношения со сверстниками, рассказывают о том, что их бьют дома или на улице, жалуются, что обзывают одноклассники, говорят о боязни физического наказания. Ребята часто делятся обидами на родителей, ревнуют их к новым партнерам отца или матери, к новорожденным братьям-сестрам, ведь потеря любви самых близких людей – это страх всех детей, и больших, и маленьких.
А весной резко увеличивается количество звонков, из которых становится ясно, насколько наши школьники паникуют перед ЕГЭ…
Часто обращается на детский телефон доверия молодежь: при конфликтах со старшим поколением, в кризисные моменты семейной жизни, из-за трудностей, связанных с рождением ребенка, из-за ревности детей в семье... Звонят мальчишки и девчонки из неполных и лоскутных семей (это когда родители вступают в новый брак и у партнера тоже есть свои дети после развода)…

Когда анонимность в законе
Школьники обычно набирают известный номер на переменах, а вот пик звонков приходится на вечер. Все детские и подростковые обращения начинаются с молчания или розыгрышей – так консультанта проверяют на доверие. Серьезные проблемы в разговоре детей обнаруживаются как бы случайно. И так получается, что после общения ребята обычно дают консультанту обратную связь.
И это притом что звонок на телефон доверия – анонимный. Информация о содержании разговора может быть передана только правоохранительным органам и только по решению суда. Данная служба настолько закрытая, что ее сотрудники, кроме руководителя, не имеют права общаться с прессой. Но так ли важно знать, в каком городе находится телефон доверия и сколько лет консультанту, который готов выслушать тебя в любое время дня и ночи?
Год назад позвонила девочка 13 лет из карцера одного из интернатов и рассказала, что воспитатели издеваются над ней и бьют. Консультант дал школьнице контактный телефон уполномоченного по правам ребенка. Руководитель службы сообщил о звонке куратору телефона доверия, тот связался с социальными службами. Факт нарушения прав ребенка был установлен, винов­ные наказаны…
Позвонили как-то «третьи лица». Рассказали, что рядом живет девятилетний мальчик из неблагополучной семьи. Только что он убил котенка на глазах детей во дворе. Каждый день избивает ко­го-ни­будь из сверстников. А если окружающие жалуются на него родителям, те его бьют… Разбираясь в ситуации, психолог определил порядок действий и дал контакты учреждений и лиц, которые могут повлиять на семью, обследовать ребенка и помочь ему; проконсультировал, как защитить права других детей, продиктовал телефоны соответствующих учреждений в этом районе…

Запишите номер неотложки
О детском телефоне доверия знают многие жители нашего региона: за пять лет работы туда позвонили более 17 тысяч абонентов. При этом психологи, работающие на линии, общаются не только с жителями Тульской области: сюда попадают абоненты из Самары, Саратова, Волгограда, с морского побережья Краснодарского края.
Неотложная психологическая помощь, пришедшая вовремя, позволяет человеку не остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, со своей бедой. Сохраните телефон детского телефона доверия: 8-800-2000-122. Дайте его знакомым – юным и взрослым. Пусть он всегда будет под рукой. И… постарайтесь сделать все возможное, чтобы ни вам, ни им он никогда не понадобился.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему