Общество

00:00, 09 декабря 2017

Транспорт быстрый и небезопасный

Транспорт быстрый  и небезопасный
Антон АЛЕКСАНДРОВ
Михаил ЛЕОНТЬЕВ

Термин «маршрутка», или «автолайн», вошел в обиход туляков достаточно давно. Именно так окрестили разношерстные автобусы малой вместимости, которые сначала захватывали все прибыльные маршруты, а со временем почти полностью заняли нишу пассажирских перевозок в большинстве районов нашей области.

Тогда жители восприняли маршрутки положительно. Судите сами: проезд немного дороже, чем в муниципальном транспорте, при этом все пассажиры получают сидячие места (впрочем, при наличии у пассажира желания ехать стоя – водитель в этом, как правило, не отказывал). Дальше – еще больше плюсов: чтобы сесть в маршрутку, необязательно идти на остановку, один взмах рукой – и первый же водитель «газели» остановится; и выйти можно было где угодно, разве что на мостах не останавливали.
Отметим, что на первые маршрутки пришли работать профессиональные водители, попавшие под сокращение в государственных и муниципальных автохозяйствах. Но они перевозили пассажиров, так сказать, по привычке, в соответствии с многолетней выучкой и высоким классом водителя-профессионала.
А что теперь? Сегодня маршруты и автобусы принадлежат «хозяину», на которого водитель работает, отдавая фиксированную сумму за каждый рабочий день. Кстати, эта плата иногда составляет до половины заработка. При этом хозяину машины все равно как, сколько и где будет ездить автобус, его интересует доход. И зачастую «лайны» ездят с неисправностями, грязные, в салоне стойкий запах выхлопных газов или топлива.
Но винить только владельцев такого автотранспорта не стоит. Водители не многим лучше: в ходе многочисленных проверок, проводимых ГИБДД, выявляются шоферы без соответствующей категории в водительском удостоверении, некоторые не могут даже показать путевые листы. Также в ходе проверок возникают вопросы прохождения медосвидетельствования: как правило, предрейсовый медосмотр проводится только на бумаге и входит в сумму, которую водитель ежедневно оплачивает за маршрут. Иначе и не объяснить выявление в результате рейдов лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, управляющих пассажирским автотранспортом.
А как безобразно водители малых автобусов ведут себя в дорожном трафике, не поддается никакой логике. Маршрутки постоянно перестраиваются из ряда в ряд, подбирая и высаживая пассажиров. Причем делают это, подрезая всех и вся на пути к заветной «двадцаточке». Агрессивная манера вождения в попытке обойти конкурента с другого маршрута провоцирует ДТП, ставит под угрозу жизни людей.
В областном центре в час пик маршрутка – одна из основных причин пробок. До 40 процентов трафика в это время составляют именно автобусы малой вместимости, то есть почти половину пробок в Туле создают именно автолайны. Причем ни о каком соблюдении графика движения речи идти не может. С семи утра до половины десятого на дорогах все «лайны», которые способны ездить, ведь это самые прибыльные часы. Днем худо-бедно маршрутки придерживаются графика движения, а вечером снова происходит повторение утреннего сюжета. С пяти до восьми часов вечера для водителей личного автотранспорта снова начинается плохая игра «Берегись маршрутки». А вот после 21.00 нужный автолайн придется долго ждать.
Маршрутки и на остановках – причина головной боли. Остановочные пункты не рассчитаны на такое количество одновременно подъезжающих автобусов, хоть и маленьких. Кроме того, остановившись не у остановочного павильона, а за 20–30 метров до него, чтобы посадить самого «умного и хитрого» пассажира, автолайн тормозит еще нескольких своих коллег. А так как остановки нередко расположены перед перекрестками, создавшие «паровозик» автобусы перекрывают выезды с перпендикулярных улиц. Для наглядности: по проспекту Ленина в Туле проходит более 25 коммерческих маршрутов, если по одному представителю от маршрута на остановку захотят подъехать, очередь будет длиной более 100 метров.
Стоит отметить, число пассажиров год от года растет. Поэтому маршрутки, даже при увеличении их количества, не способны обслужить имеющийся пассажиропоток.
Для справки: один автобус марки «ЛиАЗ» перевозит столько же пассажиров, сколько помещается в 11 автолайнах и 4 автобусах семейства ПАЗ. При этом места на дороге он занимает в разы меньше. Вывод: областному центру необходимо увеличение количества автобусов и троллейбусов на маршрутах, а также открытие новых маршрутов.
Справедливости ради стоит сказать, что проблема безопасности малых автобусов не только в водителях. Пассажиры и сами должны уважать и беречь себя. Иногда сами пассажиры толкают водителей на нарушения, прося посадить в переполненный салон. Никто не сделает замечание курящему или разговаривающему по телефону шоферу.
Если б все перестали садиться в переполненные, неисправные, грязные маршрутки, думая о своей безопасности, тогда бы у водителей появился солидный стимул не нарушать правила. В развитых странах коммерческие маршруты обслуживают только отдаленные районы или центры города, где движение крупного пассажирского транспорта нецелесообразно либо затруднительно. Основные городские маршруты, читаем – выгодные, принадлежат государственным перевозчикам.
Однако, несмотря на все вышеизложенное, маршрутки выбирают за скорость и закрывают глаза на безопасность.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему