Общество

20:18, 09 февраля 2015

Трезвый расчет

 Анастасия КАЛИНИНА
 Елена КУЗНЕЦОВА

– Главное для нас – это доступность наших услуг и комфорт пациентов,­ – начал рассказ о своем учреждении главный врач Тульского областного наркологического диспансера № 1 Николай Висягин. – Все телефоны наших сотрудников есть в открытом доступе. Любой человек может позвонить нам и поделиться мнением о нашей работе. И это чистая правда: чтобы договориться об интервью, мы просто связались с директором по мобильному номеру,  указанному на сайте диспансера.

Школьников проверят
на наркотики

Наркодиспансер, как и все лечебные заведения подобного профиля в нашей стране, сейчас проходит этап реформирования, который завершится к 2016 году. Все изменения в Туле идут  в соответствии с требованиями 120-го Федерального закона. С 1 января диспансер готов к анонимному обследованию школьников на употребление наркотических веществ.
 – До того как к нам поступили федеральные нормы, мы  параллельно разработали свои. И, как выяснилось, не напрасно, наши  положения оказались очень похожи,– сказал главврач. – Сегодня мы можем заключать договоры с учреждениями образования, проводить родительские собрания, объяснять порядок проведения тестов.
Анализы школам не будут стоить ничего – все расходы диспансер берет на себя. Результаты останутся анонимными. Даже учебное заведение, заказавшее обследование, получит лишь общую справку, где будут указаны объем проведенных работ и количество выявленных случаев употребления наркотических веществ.
Все исследования делаются только с письменного разрешения родителей или, если ребенку уже есть15 лет, с его личного согласия. Школьники, замеченные в употреблении наркотиков, на учет ставиться не будут. Но при  их желании с подростками станут работать специалисты.
По замыслу инициаторов таких проверок, подобные мероприятия должны повысить престижность здорового образа жизни. Свобода от наркотиков должна стать модной.
– Хотя сразу результат вряд ли будет заметен. Ведь чтобы оценить любую методику, нужны годы, – считает заместитель главного врача по медицинской части  Алексей Евдокимов. – Но это поможет воспитать у подростков правильную жизненную позицию. Прошел тест, наркотики не выявлены – твоя заслуга.

Праздники
как будни

Январские дни всероссийского отдыха здесь прошли в штатном режиме и довольно спокойно. За 11 дней новогодних каникул провели  99 госпитализаций.
– Это в принципе норма для нас. Для сравнения:  в 2014-м за аналогичный период было117 человек. Вроде бы сейчас меньше, но статистически незначительно, – анализирует Алексей Юрьевич. – Кроме того, если люди не обратились за помощью, это не значит, что они в ней не нуждались Сейчас есть возможность прибегнуть к услугам частных клиник, поэтому наши цифры, наверное, не отражают полную картину.
Всего же в тульском диспансере состоят на учете 30 тысяч человек.  Из них 27  тысяч имеют проблемы с алкоголем. Но наивно полагать, что наркоманов у нас значительно меньше, чем зависимых от зеленого змия. Просто люди, употребляющие «вещества», находятся немного в других, теневых, сферах жизни, так как наркотики в отличие от алкоголя – вне закона. У медиков даже есть специальный коэффициент: число выявленных наркоманов надо умножать на 6. Тогда можно представить хотя бы приблизительное их количество.
 Кроме того, люди употреб­ляющие алкоголь, чаще оказываются в том состоянии (к примеру, в белой горячке), которое подпадает под недобровольную госпитализацию в диспансер. Впрочем, по словам врачей, в последнее время из-за распространения курительных смесей и у наркопотребителей все чаще возникают галлюцинации и бред, дающие повод забрать пациента в больницу принудительно.

Нетипичный
Клим Чугункин

С тех пор как в 1904 году в Туле по инициативе врача Федора Архангельского торжественно открылся приют для опьяненных и по городу стал курсировать специальный кучер, подбиравший пьянчужек, лечение алкоголизма продвинулось очень далеко. Тульский наркологический диспансер сегодня – это несколько отделений мощностью  300  круглосуточных  коек и  90 коек дневного пребывания. Четыре отделения расположены в оружейной столице, еще три – в Ефремове, Новомосковске и Щекине. Плюс в каждом районе есть наркологические кабинеты.
В арсенале докторов ныне имеются методики и лекарства, о которых еще несколько лет назад нельзя было и мечтать. К примеру, препарат «Виветрол». Несмотря на то что одна инъекция его стоит 20 000 рублей, курс в шесть уколов пациенты здесь получают бесплатно. Умное лекарство мягко блокирует тягу к спиртному. В первую очередь им лечат женщин, ведь на уровне государства обозначены важные приоритеты – забота о материнстве и детстве. Есть в распоряжении диспансера  и новейшая  капсула климатоароматерапии, повышающая шанс на успешную реабилитацию.
Впрочем, сильно изменилось не только учреждение, но и пациенты. По словам  главного нарколога Тульской области Михаила Груздова, сейчас уже редко встретишь «типичного» алкоголика, такого, как описанный Булгаковым Клим Чугункин. Люди, находящиеся в диспансере, имеют разный социальный статус, возраст, уровень дохода и круг общения.
–  Распространенность всего и вся привела к тому, что теперь наш пациент – человек, который ведет эдакую поисковую жизнь, пробует все – алкоголь, а затем, возможно, и разные виды наркотических веществ, – делится  наблюдениями Михаил Борисович.
Обычно люди попадают в наркодиспансер одним из трех способов. Некоторые приходят сами, осознав, что  тяга к спиртному стала чрезмерной. Часто будущих пациентов привозят на скорой – с психозом или белой горячкой. Это так называемая принудительная госпитализация. А еще человека могут направить из других лечебных или правоохранительных учреждений, порекомендовав консультации специалистов-наркологов.
А вот с серьезными алкогольными отравлениями или наркоманы с передозировкой сюда не попадают.
– Мы занимаемся с больным, когда у него есть сознание, – поясняет заместитель главврача по медицинской части  Алексей Евдокимов. – Чем оно при этом нагружено, какими звуками, образами – не важно. Главное, чтобы сознание было. В случае же передозировки оно отсутствует.  А еще нашими клиентами нередко становятся так называемые «битые»  и «стреляные». Сначала они оседают в травматологии, по профилю заболевания, и получают помощь по тем пунктам, которые больше угрожают их здоровью. А затем врачи той больницы приглашают нас, и мы совместно решаем, что делать дальше.
­Реформирование наркодиспансера привело к тому, что сегодня от пациента не требуется никакой платы, ни даже каких-то сопутствующих  излечению вещей.
– В наших учреждениях никто не попросит больного принести с собой шприц, капельницу или перчатки… Снабжение  у нас очень хорошее. В декабре к нам приезжал главный нарколог страны. Он удовлетворен нашей работой. И это стимул трудиться еще лучше! – улыбнулся главврач наркологического диспансера № 1 Николай Висягин.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему