Общество

09:00, 25 апреля 2014

Тульская, родная, моя…

 Людмила ИВАНОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ
        Екатерина УШАКОВА
        Из семейных альбомов
        офицеров дивизии

За 70 лет существования дивизии слова, вынесенные в заголовок этого маериала, произнесли тысячи военнослужащих, которым довелось служить под ее флагом. Они бились с фашистами, выживали в монгольской пустыне, восстанавливали порядок в Сумгаите, боролись с бандформированиями в Чечне, десантировались в технике. Многие стали героями и покрыли себя немеркнущей славой, а их души навсегда вознеслись на небо. Но тысячи десантников, поднявшись под облака, снова и снова спускаются на родную землю, которую любят больше жизни…

Десант спасет от любой холеры!
Анатолий Добровольский ушел на фронт добровольцем. А когда война закончилась, остался в Вооруженных силах Советского Союза. По долгу службы объехал полстраны, учил подчиненных быть достойными сынами Отечества, уметь постоять за родной народ и побеждать любого врага.
Однажды, когда Анатолий Михайлович служил в Каракалпакии, ему вместе с подчиненными пришлось спасать республику от… холеры. Вспышка грозного заболевания могла выкосить тысячи человек. По огромному периметру пришлось делать ограждения и ставить блокпосты, строить лечебные пункты. Напуганные смертельной болезнью люди покидали свои дома, из местной колонии строгого режима разбежалась вся охрана. И тогда именно армейцы сдержали уголовников, которые решили воспользоваться неожиданной свободой…
Более полувека назад Добровольскому, в то время командиру 105-й ферганской воздушно-десантной дивизии, предложили должность заместителя командующего. Но он отказался, чтобы в 1971 году возглавить крылатую пехоту в Туле.
Анатолий Михайлович долгие годы пользовался огромным авторитетом не только у служивых, но и у руководства страны. После его встречи с Генеральным секретарем ЦК КПСС Брежневым в нашем областном центре наконец построили городок для 51-го парашютно-десантного полка. В короткий срок возвели казармы, клуб, столовую, дом для офицеров.
В 1976 году командование снова пригласило его на службу в столицу. На этот раз – начальником управления кадров войск. Добровольскому предлагали просторную квартиру, карьерный рост, а он опять ответил отказом и принял должность военного комиссара Тульской области.
Службу закончил в 1988 году. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых заданий, умелое руководство личным составом гвардии генерал-майор в отставке Анатолий Михайлович Добровольский поощрен 23 государственными наградами. Сегодня он – почетный гражданин Тульской области. Находясь на ответственных руководящих должностях, Анатолий Михайлович внес значительный вклад в развитие региона. На днях он отметил 90-летие, но почтенный возраст не мешает ему принимать активное участие в общественной жизни. Легендарный комдив является членом президиума Тульского областного совета ветеранов.

Виктория и войско папы Гены
Насмотревшись фильмов про отважных военных, Геннадий Владиславович Яцкин решил, что обязательно будет носить погоны. И из воронежских Семилук за компанию с другом рванул поступать в Рязанское училище связи. Уже освоившись на новом месте, он понял, что есть тут и другие военные вузы, но мечте изменять не стал, ведь связь нужна всем войскам.  
Геннадий Яцкин попал в десантный взвод, учился по программе подготовки крылатой пехоты и со временем осознал, что навсегда влюбился в небо.   
Конечно, на службе юношеская романтика быстро выветрилась. Взамен пришло осознание важности военной службы. За два года командировки в Афганистан он принял участие более чем в пятидесяти боевых выходах. Вернувшись «из-за речки», подготовил больше двух тысяч десантников. И тут за проявленное мужество и мастерство воспитателя судьба подарила ему встречу с самой красивой девушкой на свете!
Виктория, студентка литфака ферганского пединститута, дочь офицера ВДВ, оказалась замечательной женой. В девяностые годы, вслед за отцом и мужем, она пришла на службу. И, к гордости близких, совсем не растеряла своей женственности, хотя наравне со всеми до сих пор прыгает с парашютом, сдает армейские нормативы. А еще – вырастила троих сыновей-десантников!
Мальчишки с малолетства учились быть ловкими, сильными и отважными. Старший из братьев – Андрей окончил Рязанское училище ВДВ и сейчас командует ротой в нашей Тульской дивизии. Средний, Виталий, став офицером, здесь же возглавил разведвзвод. Не нарушил семейную традицию и младший, Никита, и в прошлом году был зачислен курсантом в военный вуз. Впрочем, никто и не сомневался, что сложится все так, а не иначе, ведь примером для них стали родные люди: отец – гвардии подполковник Геннадий Владиславович Яцкин, мама – старший прапорщик Виктория Витальевна Яцкина и дедушка – гвардии подполковник Виталий Васильевич Бачинский.

А ведь клялся, что испугался!
Ветеран 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии полковник Михаил Николаевич Жданеня является кавалером пяти боевых орденов, а это редчайший случай в военной практике. Красную Звезду и Красное Знамя он получил в Афганистане, «За личное мужество» – в Приднестровье, а орден Мужества и «За боевые заслуги» – в Чечне.  
В нашу дивизию он попал в девяностые годы и прослужил двенадцать лет, только вот реально пробыл на месте считаные месяцы, потому что как раз в это время в стране один за другим вспыхивали военные конфликты и десантников то и дело отправляли в «горячие точки».
Михаил Николаевич трудностей никогда не боялся, а к армейской дисциплине привык с юных лет. Окончил суворовское училище, сдал нормативы кандидата в мастера спорта по военному троеборью и был отобран в ВДВ. Начинал разведчиком в Псковской дивизии, потом была Московская академия имени Фрунзе, а дальше – Украина, Афганистан, Азербайджан… Был начальником штаба легендарного 350-го парашютно-десантного полка в ДРА, командовал «русским батальоном» в Югославии. Что больше всего запомнилось? Пожалуй то, за что получил орден Красной Звезды.
Ночью десантники пришли с боевых действий, а в шесть утра поступил приказ спасать колонну, на которую напали душманы. С двумя самоходками и ротой десантников Жданеня выдвинулся к перевалу Саланг. Колонну наши бойцы отбили, но сами нарвались на засаду. Остервеневшие моджахеды обстреливали крылатую пехоту, пока та не добралась до Кабула. Вернувшись в расположение части, Михаил Николаевич понял, что не может выйти из машины – так сильно дрожали коленки. Пришел в себя только после 150 граммов чистого спирта, за которым сослуживцы сбегали к медикам.
«Будете посылать на Саланг, ни за что больше не поеду! – выдал Жданеня комдиву Павлу Грачеву. – Станете на канате тянуть – зубами перекушу и останусь!». Но Грачев был великолепным психологом и командиром и на следующий день снова отправил Михаила Николаевича на перевал. И Жданеня вместе со своими подчиненными опять с честью выполнил задание…
Службу он закончил в 2002 году. Но как сидеть без дела, если за плечами столько опыта, умений и знаний? Сегодня Михаила Николаевича знают не только служивые люди, но и спортивный мир города Тулы, ведь он работает заместителем директора детской юношеской спортшколы «Арсенал».

Мечтаю о больших звездах и большой семье
Рифата Халиловича Ягофарова призвали в армию в 1999 году. Служить он попал в славную Псковскую воздушно-десантную дивизию. Да не куда-нибудь, а в разведроту. Отцы-командиры у него были замечательные. Всегда работали по принципу «делай, как я» и тому же учили бойцов. Полученные знания и навыки потом очень пригодились Ягофарову на практике, когда он вместе с товарищами попал в Чечню.
В «горячей точке» ему пришлось побывать два раза. Однажды в горной местности десантники накрыли базу боевиков. Операцию по уничтожению провели очень четко и грамотно. Итогом ее стали благодарность от командира и орден Мужества.
«Крайняя» командировка в Чечню стала для Рифата счастливой и горькой одновременно. 1 марта 2000 года в неравном бою под Улус-Кертом погибла знаменитая шестая рота, а в ее составе – его друг и однокашник Валентин Савин. Парни относились к одной группировке, но к разным разведгруппам, и когда первый выполнял приказ за двадцать верст от места рокового боя, второй оказался на пути двухтысячной колонны головорезов… Ягофаров вернулся живым.
Через семь лет службы по совету командира роты он поступил в Рязанское десантное училище. Учеба давалась очень легко, все-таки о десанте он мечтал с детства, бредил фильмом «В зоне особого внимания», был кандидатом в мастера спорта по греко-римской борьбе. А когда пришло время выпускных экзаменов, командующий ВДВ генерал Шаманов освободил от них Рифата: раз офицер носит орден – значит, уже доказал, что лучше нету войск на свете, чем десантные войска, и свой главный экзамен давно уже сдал. После окончания училища Ягофаров служил в Рязани, потом попал в Тулу и в прошлом году был назначен командиром разведроты. Гвардии старший лейтенант не ищет легких путей, но всегда старается себя проявить – именно этому его когда-то учили отцы-командиры.
За плечами десантника уже 150 прыжков. А впереди – наполеоновские планы. Вторым пунктом идет – стать генералом. А первым – дождаться второго ребенка. Малыш, кстати, появится совсем скоро. Значит, все силы можно будет отдать родной дивизии! Если семья позволит…
***
О героях былых времен и сегодняшних солдатах и офицерах 106-й гвардейской можно говорить бесконечно и с каждого писать отдельный портрет. Но если собрать их в единое полотно, то получится огромный  портрет всей десантной дивизии. Только законченным – к счастью! – он не будет. Потому что на смену ветеранам приходит молодежь, и каждый новый офицер, каждый новый солдат вносит в него свой штрих, чтобы через много лет произнести с гордостью: Тульская, гвардейская, десантная, родная, моя…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий