Общество

09:00, 20 февраля 2015

В погоне за кайфом

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Сегодня на диспансерном учете в Тульской области состоят 2148 наркоманов и 1167 потребителей наркотических средств. Рост по сравнению с 2013-м всего пять процентов. Стоит ли болеть голове? Но в том-то и дело, что официальная медицинская статистика так плохо отражает реальную действительность, что над ней смеются даже те, кто эти цифры подсчитывает.

По официальным данным ООН, в настоящее время в мире общее число потребителей наркотиков составляет около 200 миллионов человек, то есть пять процентов населения Земли в возрасте от 15 до 65 лет живут в погоне за наркотическим кайфом.
Эксперты Международного комитета по контролю за наркотиками при ООН подсчитали потребителей «дури» и у нас в стране. По их мнению, общее число таких лиц в России приближается к шести миллионам человек, а это четыре процента всего населения!
В прошлом году РФ заняла третье место в мире по числу наркозависимых – после Афганистана и Ирана. О масштабах катастрофы говорится в недавнем докладе рабочей группы Госсовета. По сравнению с 1996 годом число только официально зарегистрированных граждан России, употребляющих наркотики, увеличилось в 9 раз и составляет более 600 тысяч человек. При этом фактическое количество наркопотребителей оценивается примерно в 2,5 миллиона. Ежегодно наркотики уносят 126 тысяч россиян от 15 до 34 лет – целый город, сопоставимый по величине с Новомосковском!
Для того чтобы прояснить ситуацию с распространением наркотиков в Тульской области, в течение десяти лет проводился ежегодный социологический опрос подростков на тему «Потреб­ление психоактивных веществ». Из него выходит, что более шести процентов тульских недорослей наркотически действующие вещества пробовали, а девять процентов просто не знают, где их достать. Ведущим мотивом регулярного употребления является ложно понимаемая возможность самореализации: «я сам так хочу», «я решил делать это».
 «Я дошел до того, что не просто не хотел, а абсолютно не мог жить. Ни с наркотиком, ни без него. Наркотик уже не давал мне тех счастливых ощущений, которые были вначале. А без дозы меня так крутило и ломало, что я постоянно думал о смерти – как о единственном, что может спасти. Каждый день начинался с мысли: как достать дозу? И какой-то бес сидел во мне и подначивал: «Прыгни в окно, прыгни в окно…» При такой жизни это вообще не вопрос! Прыгнул. Теперь живу в инвалидной коляске. И рад бы отправиться на поиски дозы, да не могу…» – вот одно из письменных откровений наркомана, прошедшего восстановительный курс в реабилитационном центре областного наркологического диспансера. Главный нарколог области Михаил Груздов комментирует его так:
– Иллюзия свободы, полета возникает у человека только при первом употреблении психоактивного вещества. Потом никакой свободы уже нет: тобой управляет наркотик. Под его действием организм перестает вырабатывать эндорфины – особые гормоны, вызывающие чувство удовлетворения собой, счастья. Наркотик замещает эндорфины, и наркоман вынужден вновь и вновь искать дозу. Он колет наркотик уже не для того, чтобы поймать кайф, а просто затем, чтобы остаться в живых.
На вопрос, нужно ли принимать более суровые меры к потребителям наркотических веществ, Михаил Груздов отвечает неоднозначно, поскольку волен говорить только о медицинской составляющей этой проблемы.
– Убежден, что в отношении ряда пациентов может и даже обязано быть введено недобровольное лечение. Сейчас закон о психиатрической помощи позволяет осуществлять такое лечение, только если пациент находится в остром психозе. Это неправильно. Есть значительная группа больных, дезориентированных и в самих себе, и в социуме, и они просто не в состоянии самостоятельно принять никакого решения, в том числе о необходимости лечения в наркологической клинике.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему