Общество

20:29, 26 января 2015

В поисках кораблей и танков

В поисках кораблей и танков
 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

От обследования в Черном море предполагаемого места гибели российского парусника XVIII века до погружения на печально известный паром «Салем Экспресс», затонувший в Красном море в декабре 1991-го, – такую обширную программу удалось реализовать в минувшем году Тульской региональной общественной организации «Экспедиция морских и подводных исследований».

Диверсия или некомпетентность?

Многие туляки-аквалангисты в эти холодные дни с теплотой вспоминают летнее путешествие в район города Новороссийска. Там дайверы искали следы фрегата Российского императорского флота, потерпевшего крушение в далеком 1775 году.
– Он затонул после плавания за границу, куда доставлял посланника и попутно совершал торговый рейс, – рассказал представитель организации Олег Золотарев. – А на обратном пути разыгралась трагедия. Место крушения в источниках указывалось по-разному. Но потом мы нашли документы в Военно-морском архиве в Санкт-Петербурге, изучили материалы расследования, показания спасшихся очевидцев. Таким образом удалось вычислить, что, скорее всего, нужно искать в Новороссийской бухте. ЧП в Черном море произошло в декабре. Фрегат попал в шторм: стихия поломала мачты, кто-то из членов экипажа упал за борт. В итоге судно несло к берегу. Лоцман-грек в тот момент заявил, что он знает эти места: мол, впереди – Геленджикская бухта, где можно укрыться от непогоды и отремонтировать пострадавший корабль.
– В бухту фрегат стал заходить уже примерно в шесть вечера, стемнело, – продолжил Олег Александрович. – Моряки готовились к тому, чтобы встать на якорь. И тут впередсмотрящий заметил бурун. Матросы попытались отвернуть в сторону, корабль ударился о камни, люди в итоге стали сбрасывать пушки и тяжести из трюмов за борт, чтобы облегчить судно. Один из моряков пошел в каюту к капитану и предложил спасаться, а тот заявил, что плавать не умеет, и вообще махнул рукой на все – дескать, делайте что хотите. В течение буквально 15 минут фрегат наполнился водой, разломился, и каждый стал спасаться как может. Капитан погиб...
Люди в ледяной воде, в темноте, примерно полтора километра плыли до берега.
Но несчастья продолжились и тогда, когда моряки уже почувствовали под ногами землю. Внезапно прискакали горцы и принялись хватать спасшихся, увозить их на лошадях. Штурмана раздели и разули, отняли у него вахтенный журнал. А еще позже появились турки и перекупили часть наших моряков.
– Лоцман-грек спасся, его взяли под караул, но в рождественскую ночь 1776 года он сбежал, – сказал Олег Золотарев. – Поэтому выяснить, был ли он шпионом-диверсантом, который специально завел корабль не туда, или же просто оказался некомпетентным человеком, перепутавшим одну бухту с другой – хотя их трудно перепутать, бухты совершенно разные, – не удалось. Эта история со временем забылась. А ведь это не простой корабль – на нем когда-то служил будущий адмирал Ушаков.

Египетское авось
Что же в итоге удалось найти дайверам на дне Черного моря? Пока только якоря. Возможно, они принадлежали неизвестному турецкому судну, экипаж которого впоследствии поднимал пушки, сброшенные за борт российскими моряками. Многое же, судя по архивным данным, унесло к берегу. Но там предприимчивые местные жители все подобрали, как говорится, для дома, для семьи.
– Надеюсь, мы когда-нибудь все же найдем остатки этого фрегата. Тем более уже есть понимание, где примерно могут находиться его фрагменты. Судно разметало по Новороссийской бухте очень сильно, на далекое расстояние, а ведь должен быть на дне балласт, должны быть где-то ядра и другие предметы, надо просто большие площади обследовать – так что работы нам под Новороссийском, видимо, хватит еще не на один год, – заключил Золотарев.
Побывали наши дайверы в 2014-м и за границей. Юлия Куренкова на встрече в молодежном патриотическом центре «Юнга» имени В. Ф. Руднева подробно рассказала о том, как группе туляков довелось попасть на самые знаменитые затонувшие суда в Красном море. В частности, аквалангисты обследовали пассажирский паром «Салем Экспресс», натолкнувшийся на коралловый риф. Есть данные, что корабль перево­зил на борту около тысячи паломников. Ушел он на дно в течение нескольких минут, спаслось только 180 человек.
– Оказывается, есть не только русское авось, но и египетское, – поделилась Куренкова. – Капитан славился тем, что он быстрее других приводил корабль к месту, умело лавируя между рифами. А в тот раз у него не получилось: паром носом натолкнулся на риф и, получив большую пробоину, стал тонуть. Египтяне какое-то время вообще не водили туда экскурсии, считая этот «памятник разгильдяйству» большой братской могилой. Также мы погружались в Красном море и на другие корабли. Один перево­зил кафель, а второй – военную технику и снаряжение: автомобили, мотоциклы, сапоги…

«Мечта» поплыла
Минувший год для членов «Экспедиции морских и подводных исследований» запомнится еще и тем, что удалось воплотить в жизнь проект «Паруса Одиссеев», который задумывался энтузиастами еще несколько лет назад. Он включал в себя постройку парусно-моторного тримарана. Казалось бы, в стенах «Юнги» можно было смонтировать такое судно, которое способно ходить даже в море, невозможно. Тем не менее нашлись и подходящее место, и свободное время, и трудолюбивые люди. Этот тримаран под названием «Мечта» туляки в конце 2014 года вывезли на реку Воронку и спустили на воду.
На «Мечте» можно не только учиться азам судовождения. Кораблик уже хотят использовать в экспедициях по поиску затонувших танков, грузовиков, тягачей, пушек и другой техники времен Великой Отечественной войны. Например, имеются данные о том, что в реке Оке – неподалеку от Белева – покоятся различные образцы вооружения вермахта и Красной армии, так что остается дождаться теплых дней, когда можно будет проверить любопытную версию. К слову, в свое время поисковики подняли под Новомосковском затонувшую катюшу – причем редкого типа, на гусеницах. А в Алексинском районе несколько лет назад из небольшого водоема достали подорвавшийся немецкий танк. Так что у исследователей есть все шансы найти и другой «металл военной истории».

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему