Общество

18:44, 19 декабря 2016

В поисках подлодки и партбилета

 Сергей МИТРОФАНОВ
 с сайта www.fresher.ru

– На дне образовался огромный завал из камней и автомобилей, а машины туда попадали самыми разными путями – и криминальными, и из-за неосторожности. Так, последний автомобиль упал в воду три года назад – вокруг Голубого озера в Кабардино-Балкарии расположено множество ресторанчиков, девушки приехали в один из них обмывать новое авто. Получилось в буквальном смысле. В тот же вечер машина оказалась на дне – слава богу, без девушек. Они умудрились из нее вылезти,  у всех на виду в шубах выплывали, – не без улыбки рассказал тулякам представитель Центра подводных исследований Русского географического общества Сумбат Александров.

«Золотого седла Тамерлана не нашли»
Встреча с ним и его единомышленником Егором Новожиловым проходила в оружейной столице на базе молодежного центра «Юнга» имени В. Ф. Руднева. Дайверы на протяжении вот уже нескольких недель обследуют Шатское водохранилище в Новомосковске – ищут затонувший там в 1941 году танк. Пока безрезультатно. Но зато гостям было что поведать о других своих экспедициях. В частности – об исследовании глубин Голубого озера, с чего и начали свой рассказ опытные аквалангисты. Туда приглашали группу ученых, отчет у них получился на 80 страниц.
– Проект погружения в этот водоем оказался весьма интересным, а родился он, как говорится, на коленке, – поделился Егор Новожилов. – Озеро необычное. Мы хотели доказать, что оно – самое глубокое в мире карстовое озеро. И зафиксировали документально глубину 279 метров! Но я думаю, что это еще не предел, поэтому планируем доехать туда и залезть еще глубже – там есть что-то вроде ниш. Они были частично обвалены, поэтому побоялись туда забираться беспилотным аппаратом, который давал нам картинку. Но шанс туда проникнуть есть, и тогда мы – впереди планеты всей. Во время экспедиции стояла идеальная погода, у населения к нам – прекрасное отношение, шашлыка – выше крыши. Работали больше месяца.
– Вы сказали, что на дне Голубого озера лежат машины – они сильно ржавеют там? – поинтересовался известный тульский дайвер Олег Золотарев.
Гости кивнули: да, разрушаются порядочно. При этом корпуса советских «шестерок» и «семерок» оказались куда крепче иномарки, свалившейся в воду три года назад.
– Уперлись манипулятором телеуправляемого аппарата в борт заграничного авто и пробили его, как газету. Я говорю: «Давайте хотя бы номер снимем». Ткнулись в него – он куда-то улетел в трещину, далеко под машину. А озеро между тем живое, потому что сверху этой иномарки уже лежит камень размером с огромный стол, – сообщил Сумбат Александров. – Нашли на дне и грузовик, который якобы перевозил алкоголь и рухнул в воду в 1980-е годы. Но от него из завала камней и деревьев только одно колесо торчит. Выслушали многочисленные местные легенды о бюсте Сталина, который  бросили в озеро вернувшиеся из высылки балкарцы. Ходят рассказы и о золотом седле Тамерлана. Конечно, мы, к огромному неудовольствию местных жителей, этого не подтвердили. Не подняли и документы местного деятеля, которого туда бросили враги, – к нам пришли аксакалы и просят: «Поднимите нам со дна тело местного коммуниста». Говорим: «Не сможем». – «Ну тогда хотя бы партбилет найдите».

Там, где погибли японские шхуны
Егор Новожилов добавил: после отъезда дайверов местные жители сказали, что несколько дней Голубое озеро было мутным: никто не помнит, чтобы такое случалось раньше.  Для этого водоема характерна постоянная 30–40-метровая видимость.
– Вариант, что это мы могли намутить своими аппаратами, не проходит, потому что наша коман­да погружалась целый месяц, и все было хорошо, – развел руками Новожилов. – Но как только мы уехали, люди ходили каждый день молиться, чтобы на озере не было несчастных случаев. Потому что в период дайверских погружений по разным причинам там как-то погибли два человека, но, правда, не в нашей экспедиции.
Представители Центра подводных исследований Русского географического общества участвовали и в экспедиции к острову Матуа на Курилах. Он считается крайне труднодоступным местом. Чтобы провести 20 часов на острове, туда пришлось добираться 18 дней! Там сохранилось огромное количество японских фортификационных сооружений времен Второй мировой войны. Дайверы искали заграничную подлодку, погибшую в 1945 году, а также три японские шхуны с военными грузами, которые были торпедированы субмаринами. Кроме того, на самом Матуа обнаружили самолет Японии, изготовленный в 1942 году. Экспедиция там продолжится теперь в 2017-м.

Варежки, шляпа и дохлая крыса
Бывали Новожилов и Александров на Балтике. Там древесина и вообще органика сохраняется очень хорошо, сообщили они.
– На судне можно увидеть полностью уцелевший парус, обмундирование моряков, – это, конечно, поражает воображение и возникает чувство нереальности, – признался Сумбат Александров. – С корабля Петровской эпохи «Архангел Рафаил» достают удивительные артефакты: одежду, которая ныне экспонируется в Эрмитаже, деревянный рубанок, шикарнейшую фетровую шляпу с огромным шелковым бантом... Нашли вязаные варежки – такое ощущение, что им не 300 лет, а только что они были куплены на козьем рынке на окраине Нальчика. Посуши и носи, они не распадаются от того, что ты берешь их в руки. Чернильница с пером – макай в чернила и продолжай писать. На корабле чего только не видели: и дохлую крысу, и буханочку хлеба –  судно давным-давно утонуло, но даже такие предметы не разложились!
Гости рассказали тулякам о любопытном проекте, в котором они намерены принять участие. Он находится сейчас уже на стадии утверждения. Это создание современного музея подводной археологии мирового уровня в Кронштадте на базе Петровского дока – с подсветкой, интерактивными стендами.
– Основная идея – поднять с Финского залива уже найденные на дне корабли, провести их консервацию и установить в этом доке таким образом, чтобы они находились в привычной для них за последние годы среде, дабы не разрушались, – пояснил Егор Новожилов. – Это может быть похоже на большой океанариум, только вместо рыб там будут стоять суда с историей. Люди придут в музей и узнают: когда и где ходил тот или иной корабль, почему погиб... В общем, мы уверены: музею – быть, что не может не радовать.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий