Общество

20:31, 03 сентября 2013

В поисках Земли Санникова

Ровно век назад гидрографическая экспедиция ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач» открыла Северную Землю и положила начало сквозному плаванию по Северному морскому пути с востока на запад. В числе участников экспедиции был и наш земляк, мичман Иван Филиппов (1882–1970).

Отец Ивана Елисеевича был цыганом. По семейному преданию, в какой-то деревеньке под Петербургом влюбился он в русскую девушку и тайком увез ее от родных. Через три года было у них уже три сына, и жена убедила мужа ради детей покончить с кочевой жизнью, осесть где-нибудь в хороших местах – обзавестись землей, домом, сыновей выучить и поставить на ноги… Так они оказались под Волово. Елисей работал конюхом, пас табуны, а Катя занималась хозяйством и детьми.
Росли мальчишки быстро: не успели родители оглянуться, а Иван уже и церковно-приходскую школу окончил. В шестнадцать лет он стал шахтером. Мать с отцом хотели, чтобы он остался в родных краях, но парнишка подался в Донбасс: сказалась наследственная тяга к путешествиям, да и зарабатывали там, по слухам, лучше, а семье надо было помогать. Три года отмахал обушком, а потом призвали его на военную службу. Крепкий, сильный парень попал на флот, в Кронштадтскую водолазную школу. В 1902 году после 12-месячного обучения Филиппова направили на корабли. Служил на разных судах, ходил по разным морям, пока не объявили в 1909 году среди военных моряков набор добровольцев в экипажи экс­пе­ди­ци­он­но-ле­до­коль­ных пароходов «Таймыр» и «Вайгач», строившихся на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге для исследовательских работ на Дальнем Востоке.
Внимание царского правительства обратилось к восточной окраине государства после поражения в Русско-японской войне. Было признано необходимым начать освоение Северного морского пути, а для этого требовалось провести большие гидрографические и гидрометеорологические работы, исследовать и нанести на карту арктическое побережье Российской империи. В августе 1910 года во Владивостоке была учреждена Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана, которой придавались «Таймыр» и «Вайгач». Ледоколы пришли на Дальний Восток в июле, преодолев за десять месяцев Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Корабли сразу же включились в работу, успев за остаток лета и осень обследовать район мыса Дежнева, а затем вернулись зимовать во Владивосток. В 1911 и 1912 годах экспедиция изучала Восточно-Сибирское и Чукотское моря: «Таймыр» и «Вайгач» прошли на запад до бухты Тикси, описали Медвежьи и Новосибирские острова, часть материкового побережья. На 1913 год стояла задача описать побережье Сибири к западу от Лены, в том числе самый тяжелый участок – таймырские берега, обогнуть мыс Челюскина и, если удастся, за одну навигацию дойти до Архангельска. В частности, планировалось также поискать легендарную Землю Санникова, про которую социолог, географ и геолог, а заодно теоретик анархического коммунизма Петр Кропоткин в «Записках революционера» писал: «Архипелаг, который должен находиться на северо-востоке от Новой Земли, так еще не найден».
Поход ледоколов начался неудачно – заболел начальник экспедиции Сергеев, которого пришлось оставить в небольшом поселке на Анадыре. По радио из Петербурга сообщили, что вместо него руководителем миссии назначен командир «Таймыра» Борис Вилькицкий и что плавание надо продолжить. И вот ранним утром 3 сентября на 78°24’ северной широты, 106°22’ восточной долготы вахтенные офицеры на обоих кораблях почти одновременно внесли в судовые журналы запись: «По носу на горизонте виднеется земля». Суда прошли вдоль берега по линии льда и нанесли видимую часть суши на карту, а следующим днем на мысе Берга был зачитан приказ начальника экспедиции об открытии новых земель и присоединении их к России. Под оружейные залпы моряки подняли на берегу Российский флаг.
Участники экспедиции определили открытую ими сушу как большой остров и собирались назвать его Тайвай в честь кораблей «Таймыр» и «Вайгач», но «Государь Император Высочайше повелеть соизволил: присвоить земле, расположенной к северу от мыса Челюскин, наименование «Земля Императора Николая II»; острову, лежащему к северу от того же мыса, – «Остров Цесаревича Алексея» и островку к юго-востоку от острова Беннета – «Остров генерала Вилькицкого». Эти названия более десяти лет были на картах России. В 1926 году Президиум ЦИК СССP переименовал Землю Императора Николая II в Северную Землю, а остров Цесаревича Алексея – в Малый Таймыр.
Экспедиция Вилькицкого прошла вдоль восточного побережья Северной Земли, принятой за один остров, около 330 километров, взяла с берега образцы горных пород, открыла небольшой остров Старокадомского (назван по фамилии врача с «Таймыра») и подошла к острову Беннета, так и не найдя Землю Санникова и вернувшись во Владивосток из-за тяжелых льдов. Попытку достигнуть Мурманска она предприняла в 1914 году, но осенью суда вмерзли в лед и остановились на зимовку в 20–30 километрах от северо-западного берега Таймыра, близ залива Дика.
Зимовали тяжело: льды сжимали судно, у «Таймыра» треснула обшивка, вода стала поступать в угольные ямы, но экипаж, несмотря на мороз, сделал все для спасения корабля – и спас его. На отопление не хватало угля, из-за скудного питания началась цинга… Выручала охота: били нерпу, ходили на медведя. Одного мишку Филиппов завалил ближе к концу зимовки, правда, тот помял моряка так, что отведать «своей» медвежатины ему довелось уже в корабельном лазарете. Выжить в этих неимоверно трудных условиях помогла сплоченность команд: все поддерживали друг друга, каждый делал свое дело, несмотря на мороз и болезни. Физически крепкий Иван Елисеевич переносил тяготы легче многих. И не только эти. Когда на «Вайгаче» льдами повредило винт и руль, несколько раз за трое суток в одиночку совершал погружения, чтобы их снять, поднять на палубу, а потом поставить обратно. За час-полтора в ледяной воде до того застывал, что после подъема и энергичной растирки спиртом едва отогревался в специально протопленной для него каюте. За эту работу его позже наградили орденом Святой Анны.
Лишь в начале июня 1915 года суда вырвались из ледового плена и взяли курс на Архангельск, прибыв туда 3 сентября. Это был первый сквозной рейс Северным морским путем в западном направлении.
…Иван Елисеевич еще долго не расставался с морем. После революции служил в мурманском штабе бригады эсминцев, в 1939 году стал начальником штаба дивизиона, капитаном I ранга. Во время Великой Отечественной командовал бригадой эсминцев, водил к нашим берегам иностранные конвои с предоставленной союзниками помощью. В отставку вышел в 1949 году, приехал с семьей в Тулу. Работал на оружейном заводе начальником мастерских, начальником цеха, потом на комбайновом заводе, где возглавлял комитет проф­союза.
…В прошлом месяце в Санкт-Петербургской штаб-квартире Русского географического общества прошла презентация книги «Полярная экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач», выпущенной к 100-летию открытия Северной Земли. До Тулы новое издание еще не добралось, но, наверное, есть в нем несколько добрых слов и о нашем земляке – водолазе Иване Филиппове.
Валерий РУДЕНКО
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему