Общество

19:59, 20 мая 2014

В предвкушении экзамена

 Татьяна МОТОРИНА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Над поселком Горбачево Плавского района небо синее и абсолютно безоблачное. Улицы залиты по-летнему жарким светом, на школьном дворе шумят березы, девочки-подростки неторопливо поливают из леек клумбы. На этом фоне за выпускников школы (а с ними и за всех выпускников на свете) становится немного обидно – у всех весна, а у них экзамены. Но жалеть ребят не стоит, они люди взрослые и самостоятельные. Ну почти.
Горбачевская школа – учреждение по сельским меркам довольно крупное, учатся тут более двух сотен мальчиков и девочек, половину из которых школьный автобус привозит из деревень. Важнее всего в свете грядущего экзамена то, что все учителя – специалисты. Такого, как в некоторых совсем маленьких школах, где преподаватель истории ведет «заодно» русский, литературу и географию, здесь нет.
Для выпускников проводятся подготовительные к ЕГЭ занятия – для этого в расписании выделены отдельные часы, причем их количество варьируется от одного до трех в неделю, в зависимости от потребностей школьников. Учителя прорабатывают с ребятами не только задания по обязательным для сдачи русскому и математике, но и по всем предметам, которые юноши и девушки выбрали. С учетом того, что в 11-м классе всего девять человек, занятия по некоторым дисциплинам становятся индивидуальными. Индивидуальные занятия с учителем-специалистом, да еще и бесплатные – в городе о таком только мечтать можно! Мы поинтересовались: может быть, такую усиленную подготовку ввели после того, как губернатор Владимир Груздев предупредил о не самых приятных последствиях для директоров школ, где школьники плохо сдадут ЕГЭ? Оказалось, нет: эта практика существует уже несколько лет.
 – Если сравнивать нас с городскими школами, то можно отметить такую особенность: наши ребята практически не пользуются услугами репетиторов, – рассказывает директор Галина Кутепова. – В городе несколько школ, родители могут пригласить для частных уроков учителя из другого учреждения. Мы же в поселке одни, а закон запрещает педагогам заниматься репетиторством со своими учениками. Получается, на нас даже большая ответственность лежит, чем на городских коллегах.
ЕГЭ в школе сдают нормально. В прошлом году у 13 выпускников «двоек» не было, в позапрошлом имелась одна, но там какой-то особый попался случай – девушка со сложной жизненной ситуацией. Хотя нынешний 11-й класс считается не очень сильным, директор выразила надежду, что все сдадут, – ряд тренировочных работ ребята написали неплохо…
Учат детей и тому, как правильно оформлять свою работу на экзамене, ведь написание ЕГЭ требует некоторых особых навыков.
 – Зачем вам нужен дополнительный лист? – обращается учитель к подопечным. – Вот вы пишете сочинение, и так хорошо вам сочиняется, что места на основном листе не хватает. Тогда вы просите дополнительный, только будьте внимательны: вы должны перенести на него номер с основного листа, чтобы ваша работа не потерялась. Все тут понятно?
 – Ольга Анатольевна, а почему «а» и «д» так похожи? Я напишу «д», а тупой компьютер «а» прочитает.
У одиннадцатиклассников специальное занятие по заполнению бланков ЕГЭ. Приятно видеть, что образец не нарисован мелом на доске, а выведен на нее с помощью проектора. Ольга Моисеева, которая десять лет трудится организатором на экзамене, улыбается:
 – А ты, Саша, аккуратнее пиши, и все компьютер правильно прочитает.
Александр Цветков – человек творческий, стихи сочиняет. Говорит: хотелось бы их в редакции разные отсылать, да не соберется никак. При этом дальше собирается учиться по юридическому профилю.
 – Я как рассуждаю: может быть, поступлю, может, нет. Если нет, пойду в армию. Служить хочу, так что ничего страшного: потом высшее образование получу. А без него сейчас никуда, мы же в информационном обществе живем, никому неохота тяжелым ручным трудом заниматься.
 – Ну юристов у нас сейчас полно! – презрительно отмахивается от важного Александра одноклассница Нина Рогожина. Дескать, что-то другое выбирать тебе, Саша, надо. Сама Нина собирается поехать в Орел, отучиться в колледже на парикмахера, а потом тоже получить высшее образование. На вопрос, почему же она не ушла из школы после девятого класса, раз все равно поступает в колледж, девушка отвечает:
 – Хотелось дома побыть, с ребятами подольше пообщаться. Куда спешить? Мы еще успеем стать взрослыми, вся жизнь впереди.
Даша Ермоленко пойдет на менеджмент, Настя Шилова – на педагогическое направление (она единственная из шести ребят, с которыми мы пообщались, занимается с репетитором – подтягивает химию), Сергей Меркулов куда поступит, туда и ладно, а Лена Артамонова не хочет раскрывать карты – «примета плохая, скажешь, а потом ничего не получится». В общем, у каждого из них планы определились.
Мы спрашиваем: на малую родину вернетесь, отучившись? Все та же бойкая Нина рассуждает:
 – Раньше работа была, населения было больше. Я живу в деревне Лукьяново, сейчас там даже погулять выйти не с кем, так мало людей осталось. Так что в большом городе лучше. Но на выходные все мы, думаю, будем приезжать.
Конечно, что-то в их словах – услышанные где-то клише, позерство перед приехавшими из Тулы журналистами, но иногда чувствуется: вот это сказано от души, над этим человек много думал. А иметь свою позицию – это даже важнее, чем написать самую сложную контрольную.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий