Общество

20:20, 19 января 2015

Военные тайны станции Самозвановка

  Сергей МИТРОФАНОВ

Расстрел советского военнопленного, подробности пребывания оккупантов на Тульской земле, подрыв при неумелом обращении с боеприпасами… Все это и многое другое, что происходило в годы Великой Отечественной, хорошо помнит житель города Щекина Николай Голдаков.

«Поехали в Германию»

В 1941-м он, мальчишка, жил с родителями на железнодорожной станции Самозвановка в Плавском районе.
…Только выпал первый снег – паренек услышал стрекотание мотоцикла. Это прикатили немцы-связисты и принялись тянуть провода.
– А потом они зашли в наш дом. Отец мой был железнодорожником, поэтому его в Красную армию не брали, – рассказывает мужчина. – Связисты его увидали, что-то сказали и повели во двор. Мы перепугались. А оказывается, у фашистов мотоцикл не заводился, и они папу заставили толкнуть технику. Помнится, один из этих чужаков подошел ко мне, похлопал по спине и на русском языке предложил: «Поехали со мною в Германию».
Так сложилось, что фронт проходил в стороне от Самозвановки, поэтому оккупанты появлялись здесь нечасто. Тяжелые бои разворачивались ближе к Туле. Однажды Голдаков видел, как немцы вели по железнодорожным путям в направлении Орла большую колонну советских военнопленных – человек 100. Иные бойцы брели раздетые и без обуви. А охраняли эту колонну всего пятеро немцев.
– У одного пленного была повреждена голова. Идти дальше он не мог. Автоматчик-немец ему дал знак: мол, спускайся вниз от путей. Тот пошел, а конвоир дал по нему длинную очередь, – вздохнул собеседник. – Охрана позволила другим пленникам передохнуть. Уставшие люди сели на снег и давай его глотать. Другие принялись грызть валявшиеся лошадиные кости. Один красноармеец заскочил к нам в дом за водой, а немец-охранник за ним погнался. Вбежал, увидал отца и принял папу за партизана. Отец ему показывает железнодорожные флаги: дескать, не партизан я никакой, а простой путеец. Немец кивнул понимающе. Колонна через некоторое время двинулась дальше. Говорили потом, что всех пленных где-то загнали в конюшню и сожгли...

Хлеб немецкий и советский
В конце 41-го немцев отбросили от Тулы и Плавска. Потрепанные германские части отступали через Самозвановку. Группа солдат вермахта умудрилась даже в условиях бегства прихватить с собой корову. Около дома Голдаковых ее зарезали и разделали, причем голову и ноги оккупанты использовать не стали.
– Немцы все съели, что приготовили, а потом дали мне кусок черного хлеба и конфету. Мать из остатков наварила холодца большой чугунок. На другой день в Самозвановку прибыли советские кавалеристы – с саблями, в белых шубах и валенках. Так они, голодные и уставшие, холодец тот прямо руками брали и жевали, – улыбается Николай Голдаков.
Местные жители показали кавалеристам то самое место, где был расстрелян обессилевший воин. Красноармейцы осмотрели его одежду: в карманах нашли маленький карандашик, кусочек хлеба и бумажку с казахстанским адресом.
– У нас в доме сидел советский офицер за столом и писал по этому адресу, что боец погиб смертью храбрых, – продолжает Голдаков. – Затем кто-то часть шинели отрезал с трупа. Тело закопали на небольшую глубину возле путей, поскольку холодно было. А лет через десять череп показался на поверхности. Место я это хорошо помню, могу показать. Надо бы, конечно, достойно предать земле останки убитого… Может, поисковики возьмут себе на заметку эту давнюю историю.
Как под Голощаповом самолет сбили
Еще Николаю Голдакову запомнились частые визиты вражеской авиации. Самолеты люфтваффе вплоть до 1943 года летали бомбить Плавск, Горбачево, Щекино.
– Двери в домах распахивались от мощнейших взрывов. Как громыхнет бомба – страшно, – хмурится мужчина.
В воздушных боях несли потери и немцы, и наши. Году в 1946-м
Голдаков бродил по самозвановским окрестностям и наткнулся на место падения самолета. При ударе о землю он ушел на большую глубину. На поверхности валялись только какие-то покрывшиеся налетом ржавчины трубы и остатки алюминия. В другом месте видел брошенную на поле подбитую танкетку, а вокруг нее – множество снарядов.
Бесхозные боеприпасы то и дело оказывались в руках не в меру любопытных мальчишек. Как-то раз пара учеников лет по 15 принялась возле школы разбирать снаряд. Взрыв! Один паренек погиб на месте, другому школяру оторвало руку…
– Если говорить про авиацию, то интересная история произошла во время войны и в соседнем Щекинском районе – в деревне Голощапово. Там немцы подбили наш самолет, он полетел кверху, а потом, набрав высоту, спланировал на вражеский бомбардировщик и ударил его в хвост. Фашист загорелся, экипаж стал выпрыгивать с парашютами и прятаться в скирды. А рядом располагалась наша воинская часть. Вскоре красноармейцы подкатили к месту приземления немцев на полуторке. Выходят эти летчики, сдаются. Повезли их в сельсовет, а там уже наш летчик сидит, тоже спасся на парашюте, рыжий такой, лет восемнадцати. И говорит, радостный: «Я уже третий самолет сбиваю!»
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий