Общество
08:32, 08 декабря 2021
Волноческа, прапорщица Киприанова и найденный склеп. История Борисоглебского храма в Дубенском районе
О прошлом и настоящем церкви Бориса и Глеба писали и пространные расследования, публиковавшиеся в дубенской районке «Наследие» еще в 2005-м, и, оказывается, даже стихи. Их автор – местный журналист Владимир Положенцев. Они выходили, как нам рассказали, в книге. В недрах областной научной библиотеки нам отыскали тот самый сборник, изданный в 2007 году тиражом 500 экземпляров. Называется он «Тульских просторов три стороны света… Белев. Дубна. Суворов. Поэтическая антология земляков».
Стихи и проза жизни
Распято святое в старинном Поречье,
Как это знакомо, исконно, извечно!
Плывут облака, простираются дали,
А камень церковный иуды взломали.
В. Положенцев, «Молитва»
Ну, вы уже поняли, в каком состоянии находилась (да и сейчас находится) та самая святыня у деревни Поречье в Дубенском районе. Останавливаемся перед храмом – повсюду разбросаны пластиковые стаканчики и бутылки, туалетная бумага. Видимо, сюда заезжают любители отдыха на природе и не удосуживаются прихватить с собой мусор. Поблизости работает какое-то крупное промышленное предприятие. Карьер? Наблюдаем давно заброшенные сады. Там и тут лежат древние надгробия – все, что осталось от церковного кладбища. Заинтересуются ли ими когда-нибудь краеведы? Установят ли имена тех особ? Как знать…
Крыша церкви заросла кустарником и деревьями. В общем-то, обычное явление: когда человек перестает следить за церковью, всем быстренько начинает распоряжаться природа. Входим. Кое-где еще сохранились очертания старинной росписи. И, увы, уже появились и современные автографы: «Настя – 2018», «Надя», «Вася», «31.7.78». Под ногами – битый камень, стекляшки, обгоревшие деревяшки, банки из-под алкогольных напитков...
– Возможно, тут в советское время находился склад, – предположил наш фотокорреспондент Геннадий Поляков. – Плиты – как перекрытия.
А старожилы вспоминали: в церкви во времена СССР располагались колхозные волноческа, мельница, ремонтная мастерская.
Молчит, не страдает, не плачет Поречье.
Здесь Слово не свято и время не лечит.
Могильные камни злодеи попрали:
Видать, себе тысячу лет нагадали.
В. Положенцев, «Молитва»
Чувство собственной вины
Кто он, Владимир Положенцев, автор этих грустных стихов? Кажется, что мужчина – родом из Дубенского района, раз так тронула его судьба Борисоглебской церкви. Но нет. Появился на свет Владимир Ильич в 1950-м за сотни километров от Тульской области – в Курской. С 1965-го по 2005-й жил в Узловой. За его плечами – завод, армия, Тульский педвуз (еще в студенчестве заинтересовался жизнью и творчеством Ивана Бунина, стал составителем сборника «И.А. Бунин. Жизнь Арсеньева», являлся участником бунинских конференций в Ельце и Белгороде), учительство. А потом он с головой окунулся в журналистику.
Святой – это мудрое долготерпенье:
Бориса и Глеба помянем в моленье –
Имен их еще не забыло Поречье
Под небом просторным, далеким и вечным.
В. Положенцев, «Молитва»
– Я впервые приехал сюда в начале августа (2005 года. – Прим. ред.), когда жара стала немного уставать, – делится Владимир Положенцев. – Тяжелые высокие травы вокруг храма поразили буйной силой и почти полным отсутствием в них бурьяна – спутника диких, не трогающих взора и души мест. Богоугодность, святость этого дивного места, пронзающего сознание беззащитностью и полной отъединенностью от жителей, пребывающих в Поречье, поразили меня завораживающим сходством со взорами первых русских святых Бориса и Глеба, убиенных своим братом Святополком, прозванным Окаянным, в честь коих и была названа возведенная в 1804 году пореченская церковь. Взоры эти запечатлены на знаменитой иконе первой половины XIV века «Борис и Глеб». Темные глаза, наполненные вечной болью, ужасом и светом преодоления мрака смерти, – напоминание о вечном страдании во имя веры. Это заложено в родословной братьев: они были сыновьями крестившего Русь Великую князя Владимира (XI век). Наверное, Провидению Божьему было угодно освятить это место храмом, где сходятся три древних городища – Тимофеевское, Березовское и Пореченское. Отсюда видно далеко окрест, и душа здесь замирает от соединенности вечного с кратким, земным. А масштаб разрушения храма, похабные надписи на стенах внутри, разбросанные бутылки и хлам вокруг вывороченных, перевернутых, оставленных где попало старинных надгробий не могут не вызвать у каждого приходящего сюда чувство собственной вины. Можно молиться, явно или тайно, сожалеть, но все равно, все равно. В Борисоглебском храме, открытом всем ветрам и дождям, страшно и пусто. Колокольный звон замер много десятилетий назад.
Поречье и философ Федоров
Вот и нашей репортерской группе стало неловко, что ли. Люди, ну ладно, приезжаете вы сюда «на пикник» – но неужели так невероятно сложно прихватить с собой мусор? Не сегодня завтра вы же снова захотите сюда заглянуть. И что? Будете обходить свои же кучи хлама и искать более чистое местечко? Эх, граждане, граждане…
Село Поречье находится от Тулы в 40 верстах и в таком же расстоянии от Одоева. Село и причисляемые к нему деревни расположены на левом берегу реки Упы, отчего и произошло название прихода Поречье. В состав прихода входят село Поречье, Пореченские Выселки или Елисеевка, деревня Малня и Малненские Выселки. Число жителей во всем приходе мужского пола 929, женского пола 977 душ. О прежнем бывшем в приходе деревянном храме сведений не сохранилось.
Ныне существующий храм зданием каменный, с одним престолом во имя благоверных князей Бориса и Глеба, построен в 1804 г. иждивением прихожан, помещиков князя Петра Николаевича Волхонского, надворного советника Александра Ивановича Леонтьева и прапорщицы Агриппины Михайловны Киприановой, и в том же году 14 ноября освящен; доныне существует в том же виде. Приписным к другому храму не был. В 1869 г. около храма устроена каменная ограда. В 1893 г. иконостас в храме возобновлен, причем все иконы, кроме икон Спасителя и Божией Матери, переписаны. На это возобновление употреблено 300 рублей из церковных сумм и 200 рублей пожертвованных. Против ворот ограды, в 2 саженях через дорогу, стоит очень ветхая кирпичная часовня, в виде амбара, неизвестно кому принадлежащая. Внутри ее лежит надгробный памятник из простого белого камня с надписями на 2-х сторонах. В надписях говорится о смерти капитана Иоанна Иосифовича Леонтьевича, умершего 21 декабря 1737 г. в дороге и перевезенного для погребения под сим камнем в Одоевский уезд, в село Борисоглебское, 4 февраля 1738 г. По этому памятнику можно предполагать, что с. Поречье прежде носило другое название, именно называлось Борисоглебским по храму в честь св. Бориса и Глеба, и как приход существовало уже в первой половине XVIII столетия. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, в пользу причта получаются проценты 148 руб. с капитала в 3874 руб. Церковной земли 40 десятин, есть земская школа с 1884 года.
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» (Тула, 1895 г.)
Журналист и поэт Владимир Положенцев, вспоминая о той поездке в Поречье, добавил: сопровождавший его спутник убеждал, что думать в наши дни надо больше о живых, а только потом о мертвых и о храме. Владимир Ильич не соглашался: еще русский философ Николай Федоров говорил о воскрешении предков через память о них и сбережение захоронений как о великом и непреложном начальном законе, открывающем путь к бессмертию.
«А вы забыли, что она поповская дочь?»
Говорят, церковь в Поречье была закрыта в 1930 году. Богоборцы сбросили колокола. Крышу содрали и пустили на нужды колхоза. А иконостас, церковные книги, утварь быстренько растащили не то «коллекционеры», не то просто любители поживиться.
Созвучна последнему, гибельному периоду истории храма трагическая судьба его настоятеля протоиерея Петра Орлова. Его дочь Мария Данилина оставила незабываемые воспоминания об отце-страдальце. Петр Орлов был очень образован и необычайно крепок в своей вере. Когда начались наиболее сильные гонения на церковь в начале 30-х годов ХХ века, владыка вызвал Орлова к себе и с тревогой спросил: «И ты еще надеешься где-то служить?» На что Орлов твердо попросил какой-либо приход. Когда Петра Орлова арестовали, были уничтожены все архивные фотографии, документы. Мария Петровна, учитель по образованию, и в институте, и после распределения в Дубенское роно. Блестяще проявляла себя во всем. А когда директор школы, заведующий роно давали ей высокие оценки, то в ответ слышали: «А вы забыли, что она поповская дочь?» Ее отец был расстрелян в 1937 году в Тесницких лагерях. В память о Петре Орлове остался крест священника, он в Москве у внучатого племянника протоиерея.
В 1941 году в Поречье находились наши воинские части и с верха Борисоглебского храма обстреливали фашистов, захвативших Карачево. Тогда же случился и такой факт: решили невдалеке от храма соорудить дот и наткнулись на склеп. Командир приказал прекратить работы.
Из статьи В. Положенцева «Поречье: что не храним, о том не плачем» (20.08.2005 г.)
Конечно, нам очень хочется, чтобы святыня возродилась. Как знать, может, со временем здесь откроется какой-либо крупный завод. Или начнут расти дачи. И тогда люди потянутся в храм?
О, Боже мой, Отче, Святой Вседержитель,
Спаси наши души и эту обитель!
В. Положенцев, «Молитва»
Сергей МИТРОФАНОВ
Фото Геннадия ПОЛЯКОВА и из архива редакции газеты «Наследие»