Общество

19:16, 09 октября 2013

Взрывоопасный урожай

«Пожалуйста, помогите: возле деревни Дедиловские Выселки в лесу, рядом с автомобильной дорогой Тула – Венев, лежит подозрительный предмет, очень похожий на снаряд», – такой тревожный сигнал поступил в аварийно-спасательное формирование. Саперы группы выполнения специальных работ областной поисково-спасательной службы быстро собрались и отправились в Веневский район.

Советские гаубицы в финской армии
Беглого взгляда хватило, чтобы понять: находка хотя и проржавела, но все равно представляет реальную опасность. На траве лежал снаряд калибра 152 миллиметра советского производства. Такие боеприпасы использовались для ведения огня из орудий М-10 образца 1938 года. Как правило, эти гаубицы применялись для стрельбы с закрытых позиций по пехоте противника, его фортификационным сооружениям, танкам и важным объектам в ближнем тылу. Любопытный факт из истории минувшей войны: финны, захватившие в боях М-10, держали потом эти орудия на вооружении своей армии вплоть до 2000 года! А под Веневом крупнокалиберный снаряд оказался, скорее всего, во время тяжелых сражений 1941 года по освобождению района от гитлеровских захватчиков. Специалисты вывезли его в безопасное место и уничтожили.
– Выезжаем и на ликвидацию крупных партий боеприпасов, – рассказывает руководитель группы выполнения спецработ Николай Шатровский. – В Чернском районе не так давно проводил раскопки поисковый отряд сотрудника полиции Юрия Апарина. Следопыты вывернули на поверхность 7 минометных мин калибра 82 миллиметра и  противотанковую гранату, имевшихся на вооружении Красной армии. Мы оттуда потом с трудом выбрались – сентябрьские проливные дожди превратили грунтовки в сплошное месиво, пришлось даже вызывать подмогу, чтобы нашу спецмашину выдернули из грязи.
Снаряды
под забором
В тот раз искателям удалось найти в полях и перелесках не только «железную смерть». Туляк Владимир Сафронов в ходе раскопок блиндажа в  окрестностях деревни Большие Борзенки на­ткнулся на останки безымянного красноармейца. Воин погиб в результате минно-взрывной травмы. Сейчас решается вопрос о том, где и когда он будет захоронен.
Хватает работы взрывотехникам не только на периферии, но и в областном центре.
– На территории Конструкторского бюро приборостроения рабочие монтировали забор и наткнулись в земле на 6 советских снарядов калибра 23 миллиметра. Они могли использоваться для стрельбы из авиационных пушек Волкова-Ярцева, – рассказывает сапер Михаил Кошелев.
А сколько еще боеприпасов лежит в водоемах нашего региона? Специалисты припоминают эпизод, когда несколько лет назад рыбак забрасывал «кошку» в один из прудов Белоусовского парка, чтобы очистить дно от травы и мусора. И после очередного броска неожиданно для себя вытащил со дна «грозный привет из 1941-го» – германскую минометную мину калибра 50 миллиметров.
Руками не трогать!
– Мы часто находим стреляные, но неразорвавшиеся боеприпасы. И немецкие, и советские, – поясняют искатели. – На оборонных заводах во время войны работали и девушки, и дети, и старики, которые по незнанию, из-за голода, болезней или элементарной усталости иногда нарушали технологию производства. Вдобавок ко всему начинка могла быть «неуставной», суррогатной – из-за нехватки нужных компонентов. Потому и попадаются до сих пор такие «отказники».
Главное, добавляют взрывотехники, чтобы люди помнили: любую подозрительную находку, похожую на гранату, мину, снаряд или бомбу, нельзя ни в коем случае разбирать или перемещать. Надо просто вызвать полицию и спасателей. Специалисты оперативно приедут, осмотрят, поставят «пациенту правильный диагноз и назначат соответствующее лечение».
Сергей АЛЕКСАНДРОВ
  Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему