Общество

15:14, 17 мая 2022

Юрий Апарин: Самое трудное – обратиться к первоисточнику. Взгляд на события 1941-го

Юрий Апарин: Самое трудное – обратиться к первоисточнику. Взгляд на события 1941-го

Когда какой-нибудь диванный эксперт поднимет на лоб очки и вздохнет: «Ну что, что еще нового можно в наши дни рассказать об истории боев за Тулу? Еще при СССР написаны статьи и вышли книги на эту тему!», – то вдумчивый исследователь попросит такого «знатока» вспомнить историю про женщину, носившую в период боев за оружейную столицу…германскую пилотку: кто она и что с ней стало? И если даже матерые спецы, годами изучающие события 1941-го, не припомнят этот эпизод, то что уж говорить про рядовых любителей прошлого? Потому-то туляк Юрий Апарин, недавно презентовавший читателям второе издание (исправленное и дополненное) книги «Суровая правда. 1941», убежден: в различных архивах и в земле, на которой шли бои, скрыто еще столько тайн, что повествовать о них можно будет еще не один десяток лет. Кстати, новинка способна помочь поисковикам в определении мест будущих экспедиций.

 

Суровая правда лучше мифов

К презентации мы еще вернемся, а пока все-таки завершим рассказ про упомянутую выше женщину. Это была Любовь Курсикова, арестованная 3 января 1942 года областным Управлением НКВД и отправленная в тюрьму № 1 города Тулы.

Досье

Любовь Никитична Курсикова. Родилась в 1918 г. в д. Рвы Тульского района (затем Ленинского, ныне территория Большой Тулы), проживала там же. Из крестьян-середняков. Окончила 6 классов неполной средней школы. В ВКП(б) не состояла. Одинокая (по другим данным, замужняя). Работала на Косогорском заводе браковщицей.

Любовь Курсикова во время оккупации немецкими захватчиками деревни Рвы «перешла на жительство в Косогорскую больницу, где имела близкую связь с немецким командованием, посещала их штаб, устраивала с последними вечеринки, сообщила в немецкий штаб о нахождении партизан в д. Рвы, пыталась выдать в руки фашистов партизана-коммуниста, жителя деревни Рвы Ивана Егоровича Морковкина (Марковкина); колхозникам д. Рвы грозила доносом на них в немецкий штаб». Как следует из материалов Государственного архива Тульской области (ГАТО), 29 апреля 1942-го Особое Совещание при НКВД СССР приговорило женщину к расстрелу. И таких малоизвестных историй – действительно вагон. Для того чтобы туляки узнали о войне больше, Юрий Апарин и «нырял с головой» в документы Центрального архива Министерства обороны РФ и ГАТО. Кстати, о боях у Рвов автор тоже пишет. А также о том, как мы сражались в Киреевском, Щекинском, Белевском и других районах.

IVRvMozT8gOSeiqWYo6CkyONa9UD811mh5ZIRcPhTtpAoD7ILdvxoQSahGo9nTz7wTNCHMtBHYP4NbPwmwITgAyF.jpg

– Больше двадцати лет я потратил на то, чтобы попытаться ретроспективно восстановить ход Тульской оборонительной операции, – обратился Юрий Владимирович к пришедшим на презентацию. – Есть графоманы, которым лишь бы писать и ни о чем не думать. Есть что-то переписывающие из разных книг. А самое трудное – обратиться к первоисточнику: лично поехать в архив, проверить и перепроверить доклады, отчеты, приказы… Я старался максимально «нафаршировать» книгу именно фактурой, так что это – не художественная литература. Войну надо показывать такой, какой она была, – мы же опыт борьбы с фашистами нарабатывали действительно кровью, потерями, ошибками. Не хочу никого персонально критиковать, но, к сожалению, так получилось, что даже среди многих специалистов остаются живучими различные мифы: например, о количественном составе Тульского рабочего полка. Одни говорят: Тулу спас рабочий полк, пока РККА только выходила из окружения и собиралась в городе. Другие не соглашаются: областной центр отстояла исключительно армия. Что я думаю по этому поводу? 30 октября 1941-го армия УЖЕ была со­сре­до­то­че­на в оружейной столице, а не откуда-то якобы только подходила. В книге я так и пишу: «К утру 30 октября в Туле и на ее окраинах сосредоточились почти все соединения и части 50-й армии, предназначенные для занятия круговой обороны города». Другое дело, что военным нужно было успеть ночью разместиться, привести себя в порядок, провести рекогносцировку, занять линию обороны. Рабочий полк дал красноармейцам время до полудня – и потом от него после боя мало что осталось. И это подвиг: если бы ополченцы не удержались, Тула могла бы пасть… А сколько мы всего не знаем о том, что творилось в 1941-м в Чернском, Арсеньевском, Веневском районах, на Плавском боевом участке! А как вам такой факт: фрагменты подбитой под Алексином немецкой самоходки достали со дна реки Крушмы, а «всплыли» они в наши дни в музее… в Австралии! Мой подход такой: говорить о боях за Тулу нужно не с позиции ВКП(б), не с либеральной трибуны, а надо добросовестно и не один год вникать в каждый эпизод сражения за Тулу. Нам следует учиться делать выводы!

 mMyrdf7HJ8lXIgzuZzGZw88tBmhnojbqyHcOI51q0icLvdh7jSxPzzqcauLZbXVKsZ6ZXMSSv3ao2w0oFa-xnk3Q.jpg

Не путайте Сибирь с Дальним Востоком!

Автор книги выступал крайне эмоционально, порой даже жестко, но это как раз импонировало собравшимся в модельной библиотеке № 3 им. В. Ф. Руднева. Раньше было не принято писать о недостатках. Апарин же решил не сглаживать острые углы. Задача автора – постараться объективно оценить с точки зрения военного искусства то, что происходило реально.

jyL7I0-TCtqD0dT8VWptXObzOmajIp-k9y-c8znSckzwyTZnso01KQEVGCbR2ZdbMzhGkCACNPBNgMa2qfKxKn_-.jpg

Надо людям доносить правду, пусть часто горькую и даже ужасную: и про то, как кто-то сдавался в плен группами по 10–12 человек (пришлось отдать приказ открыть по ним огонь); и как «катюши» случайно накрыли свои же позиции; и как в Чернском районе покончил жизнь самоубийством командир 11-й танковой бригады подполковник Виктор Бондарев (его могилу пока не обнаружили); и как погибали авиаторы; и о подчас сложных взаимоотношениях участников обороны; и как наших бойцов иногда кормили лишь пригоршней муки, из которой делали «болтушку»; и как воевали порой босыми; и как в Туле пришлось минировать подходы к Ряжскому вокзалу – чтобы мародеры не растащили продовольствие; и как закладывали взрывчатку под мосты и здания на случай захвата Тулы; и как успешно действовали в городе немецкие диверсанты…

TU6Leg_k_G3okY3_PtJLlUV7MchinNVoNi3b5r1OR7ki44EBzFDPflElJhNKBVbsrc1fSn-lA78CtGDRrr-XsxL8.jpg

А если показывать читателю только лубочные картинки – недалеко до паники, когда в бою люди столкнутся с реальностью, к которой не были готовы. Книга «Суровая правда. 1941» – это не чернуха, а своеобразная подсказка, как преодолевать морально-психологические трудности войны, считает автор. Кадровая армия где-то к сентябрю 41-го практически погибла. Но при этом Апарин приводит примеры, как прорывались из Брянского котла 5-й отдельный саперный батальон, 260-я стрелковая дивизия… Говорят, Тулу спасали сибиряки – но 413-я стрелковая дивизия прибыла не из Сибири, а с Дальнего Востока, она, увы, отличалась низким уровнем боевой подготовки бойцов и командиров, большим некомплектом материальной части! 25 процентов ее командиров ранее проходили службу в строительных частях.

xNIrYgH13_ZOA1yhgLQ_wWgWkZLLMNCMu8rdhxe_TCAkL1Gop5rcz5XTtjJB5nubIDtzLlDn69YLeJJ8tR29Rm2v.jpg

Но кто был в наличии, из того и сформировали. Воевали как умели, но при этом мужественно; многие отдали жизни за Родину, которую любили. Ведь это только в кино ты десять танков подбил, а тебя туповатый и подслеповатый враг если и заметил за это время и успел выстрелить, то только легонько ранил в руку. В жизни – иначе.

 cv7M-uYgXWCM7AxVIRoUUHTK7qZJE15dF_rTAGjcTAZ9CuaWXwpekRBm3b43iC1rcXmNvKKMvbe3HolBLxTvu3F9.jpg

Кальсоны, наволочки – и вдруг рапорт

– Или я вижу в кадре художественного фильма, как бежит медсестра и бросает противотанковую гранату. Я сразу думаю: «Е-мое, какая ж у нее силища!» – не без сарказма продолжает исследователь. – Я убежден: не надо хвастовства, вранья, глупости, дикости. А то иные уже заявляют: «У Сталина имелся гениальный план – мы, мол, не отступали под ударами гитлеровцев, а заманивали немцев под Москву». Или называют полк «Великая Германия» эсэсовским, хотя он никакого отношения к СС не имел. Да, документов об иных событиях сохранилось мало (а в некоторых – неточности), их надо выискивать в архиве в Подольске (какие-то бумаги до меня смотрел только всем известный Василий Жаворонков), критично анализировать в комплексе все то, что написано было давным-давно сикось-накось на бог знает какой бумаге, изучать карты – зачем писать или переписывать ахинею? Есть оперативные сводки, а есть уточняющие сводки – и первый документ без второго к чему приведет? К тому, что вы сделаете ошибочные выводы. До истины очень сложно докопаться! А иногда идут в папке второстепенные документы про какие-то кальсоны и наволочки. И вдруг – важнейший рапорт. Худо-бедно, но, надеюсь, более-менее мне картину на фронте удалось нарисовать, хотя не исключаю, что и я мог где-то ошибиться. А еще задумайтесь: наши солдаты порой даже не доезжали до передовой, а погибали при авианалете. Горькая судьба – они не увидели Победу. Мы в долгу и перед теми, кто погиб, успев сделать только один-два выстрела: мы должны увековечить память о них в документальных книгах, показать, как люди страдали от голода, вшей, ран, холода – а какая польза от вычурных фильмов? Потому-то и взялся за перо.

hWQ3aEDQa2vUs0ZnU42gULz6yLEsCi7hsFxXUP320He55vJvET_jldSLBD4YjIxV8VBXTroICLfXCylKXeTj8HsS.jpg

К событиям Тульской оборонительной операции возвращаться автор не планирует – сказал все что мог. А намерен теперь взяться за описание контрнаступления.

 

Сергей МИТРОФАНОВ 

Фото автора

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий