Общество

13:31, 24 августа 2017

Зачем здесь пуговицы? Фенечки из прошлого от народного мастера Галины Чекиной

У народного мастера Галины Чекиной есть, как она говорит, «волшебный сундук», а на самом деле – симпатичный чемодан, где хранятся ее работы. Если мастерица открывает его в присутствии других женщин, с ними что-то происходит: глаза начинают блестеть и, кажется, учащается пульс. «А что вы хотите? – удивляется она. – Любовь к рукоделию у нас – на генном уровне».

Юлия МОСЬКИНА
Елена КУЗНЕЦОВА

Тульская кудесница
Бисером она, по собственному признанию, больна с 14 лет.
– Для справки: это было 31 год назад. Еще в пионерские годы я выписывала журнал «Юный техник», и в приложении к нему попалась бисерная схемка, – вспоминает Галина Витальевна. – Я без колебаний разобрала дорогущие чешские мамины бусы, за что получила серьезный нагоняй.
Впрочем, жертва была не напрасной: из «добытого» материала удалось сплести сразу несколько изделий. С ними начинающая мастерица участвовала в выставке «Тульские кудесницы», где завоевала свой первый диплом. На школьном выпускном 17-летняя Галина произвела фурор, появившись в гарнитуре из натурального жемчуга. Жемчуг и бисер были тогда в дефиците. За ними приходилось ездить в города покрупнее, и, казалось бы, проще забросить увлечение. Но мастерица так не думала. И уже спустя несколько лет, став вожатой в детском лагере, открыла кружок рукоделия. Потом работала с молодежью и создала кружок «Бисеринка». Менялись обстоятельства, организации и должности, но бисероплетение всегда оставалось самым любимым делом. Даже в переполненном людьми автобусе Чекина умудрялась найти свободный уголок, чтобы низать бисер.
Два года назад Галина Витальевна пришла работать в Объединение центров развития искусства, народной культуры и туризма – специалистом отдела декоративно-прикладного и изобразительного искусства центра народного творчества. Именно тогда ее любимое занятие обрело новый смысл. Чекина принялась изучать бисерные украшения, которые были непременной частью традиционного тульского костюма. Ее метод прост. Мастерица идет в музей и фотографирует заинтересовавшие ее вещи. На хорошем снимке можно рассмотреть узор и способ низания, чтобы точь-в-точь повторить старинное украшение и на его примере показывать тулякам, «как это было раньше».
В декабре 2016 года Галина Витальевна получила звание народного мастера РФ.

Тайна пуговиц
– Чтобы получить «народного мастера», нужно доказать, что готов отстаивать свою малую родину, воплощенную в конкретные вещи. Что ты – коренной житель и возрождаешь традиционные местные техники. На комиссии в Союзе художников РФ мне задавали разные каверзные вопросы. Женская часть комиссии – это было заметно – была расположена ко мне. А как иначе? Это же у нас на генном уровне. Другое дело мужчины: «Что вы тут нашили все подряд? Зачем здесь пуговицы?»
И в этнографическом музее Санкт-Петербурга, и в Тульском областном краеведческом хранятся старинные бисерные украшения, расшитые пуговицами. Для кого-то – нелепица, но Чекина, «глубоко копнувшая» истории костюма, знает тайну. Это сейчас пуговица – ничего не стоящая мелочовка. В XIX веке перламутровые кругляшки купить было непросто. За ними ездили на ярмарки, иногда за многие километры от дома.
На пуговицы не застегивали одежду – напротив, носили на виду, расшив ими шейное украшение. Это была возможность похвастаться перед односельчанами, чтобы видели: человек перед ними зажиточный. Пуговки с изношенной вещи срезали и бережно хранили.
– До сих пор у многих в домах имеется шкатулка или мешочек с разноцветными и разнокалиберными пуговицами. Как видно, корни этого явления – довольно древние, – поясняет Чекина.

От гайтана до ожерелка
Сейчас бисерные украшения называют фенечками (от thing – вещица), но Галине Чекиной этот термин совсем не нравится.
– Не наше это слово, нехорошее. У всей этой бисерной красоты есть свои исконные названия, – поясняет народный мастер.
Самое известное
из старинных тульских украшений – это гайтан. Он сумел
в почти неизменном виде дожить до на-
ших дней. В популярных девчачьих книжках по бисероплетению и трудах посерьезнее – он обычно на первых страницах.
Мастерица поясняет: название «гайтан» происходит от старославянского «плетешок, цепочка». Изначально его носили не ради красоты – назначение было утилитарным: на него вешали крестик или образок. – Народная смекалка неиссякаема – плетение стали комбинировать с тесьмой, кусочками ситца. Это,
во-первых, придавало изделию прочность и долговечность. А во-вторых, позволяло сэкономить бисер, он тоже стоил дорого, так как был импортным, – рассказывает Чекина.
В ее «волшебном сундуке» есть точная копия гайтана, характерного для Богородицкого уезда Тульской губернии. Впрочем, они – только капля в море традиционного бисера. К примеру, тулячки носили ожерелки (от жерло – горло). Да не по одному – обычно это был целый комплекс из надетых друг на друга украшений.

Экзамен для «домовят»
Возрождать традиции нелегко, и коллекции музеев не так обширны, как хотелось бы. Дело в том, что в Тульской губернии народный костюм стал выходить из обихода еще на рубеже XIX–XX веков. Техническая революция «позвала» мужчин из деревень в город – работать на заводах. Насмотревшись на рафинированных городских модниц, возвращались домой и посмеивались над женами, встречавшими их в сарафанах и поневах.
– Впрочем, мода циклична. Так, сейчас очень популярен стиль «бохо», он одинаково подходит юным девушкам и женщинам повзрослее. И бисерные украшения по старинным схемам вписываются в такой образ как нельзя лучше. А стиль «а-ля рюс», кажется, и вовсе из моды не выходил. Но прежде чем делать современные украшения, нужно изучить старинные, – уверена Чекина.
Недавно Галина Витальевна провела курсы для руководителей фольклорных и этнографических студий из разных районов области. Сначала к теме занятий они относились без энтузиазма, но довольно быстро втянулись: «А такую схемку дадите? А вот такой гайтан я, пожалуй, под сарафан стану носить».
А еще на базе Объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма работает фольклорная студия «Дом». Сюда приходят заниматься сразу семьями, и Галина Витальевна уверена, что это самый верный способ вырастить поколение туляков, знающих и уважающих свои корни. Она преподает «домовятам» разные виды рукоделия. Другие специалисты объединения разучивают с ними музыкальный фольклор, народные пляски.
– Моя цель – показать людям красоту традиций родного региона, пояснить, что это не «старье», как иногда говорят, а наше прошлое, к которому стоит относиться с трепетом, – рассказывает Чекина.
И это ей удается. Фестиваль «Тульский заиграй» в кремле стал чем-то вроде экзамена для воспитанников студии «Дом». И дети, и взрослые надели народные костюмы. В кремле в тот день было оживленно, людно, но никто не стеснялся своего вида – наоборот, гордился им.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий