Общество

16:21, 14 декабря 2018

Журналистика будет жить

 Андрей ЖИЗЛОВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Некоторые считают, что журналисту специализированное образование ни к чему, главное – кругозор. Другие полагают, что сейчас, когда СМИ так быстро меняются, без профильного диплома не обойтись. Работающая уже десять лет в ТулГУ кафедра журналистики доказывает вторую точку зрения: она умело сочетает и обучение будущих журналистов, и совершенствование их интеллекта.

– Создать кафедру – идея ректора Михаила Грязева, – рассказывает ее бессменный заведующий Борис Играев. – Правда, впервые по этому поводу ко мне обращались еще из пединститута. Но я тогда сказал, что это нецелесообразно: все, кто трудился в то время в прессе, имели или филологическое, или историческое образование – и нормально работали. Но потом, после встречи с деканом журфака МГУ Ясеном Засурским, изменил точку зрения.
Начинать Играеву пришлось с нуля: сначала у кафедры был только приказ о ее создании и заведующий. Программы и учебные материалы пришлось брать у коллег из Москвы и Воронежа. Пока в будущих аудиториях шел ремонт, первый набор проводил занятия в подвале, студенты сидели в куртках. Тогда учиться на кафедру пришли 23 вчерашних школьника. Сейчас конкурс на каждое бюджетное место – примерно двадцать человек.
– Наша задача – научить отношению к профессии, – говорит Играев. – Важно, чтобы ребята понимали, что жизнь – не глянец, информация – не товар, а СМИ – не бизнес. Что есть определенная журналистская миссия – быть зеркалом общества. Что наша журналистика родилась из публицистики, из литературы: Пушкин, Салтыков-Щедрин и многие другие сначала были журналистами, а потом уже писателями. Конечно, мы стремимся научить правильному русскому языку, поэтому ругаем, спорим, объясняем, что у человека с клиповым мышлением будущего нет.
Неудивительно, что в программе подготовки будущих служителей пера и микрофона есть два курса литературы – русской и зарубежной. Но велика роль и специализированных дисциплин.
– Стало больше мультимедийной журналистики, больше внимания уделяется компьютерам, «железу», – говорит заведующий кафедрой. – Но многое студенты уже умеют с детства – трудно найти среди них того, кто не знал бы, что такое «фотошоп». Изучаем и этику, и психологию журналистики, и основы профильного законодательства.
Первые опыты на выбранном поприще студенты кафедры предпринимают, не выходя из ее стен. Они выпускают газету «Аудитория 111», которую делают с начала до конца, включая планирование номеров, написание текстов и верстку. Есть у кафедры и две камеры, купленные на внебюджетные деньги. Также ребята готовят свои радиопрограммы. Конечно, трудностей хватает: тяжело придумать тему, написать нечто нешаблонное. Поэтому в помощь студентам преподаватели кафедры призывают их каждый день читать серьезную прессу, чтобы расширять свой творческий арсенал.
– Кроме того, у нас за время обучения – три года практики, так что все успевают поработать в СМИ, – говорит Играев. – И потом около 70 процентов идут трудиться по специальности – в газеты, на телевидение. За эти годы мы воспитали четверых главных редакторов, победителей региональных журналистских конкурсов. Очень многие работают в сетевых изданиях, некоторые идут учиться дальше – в МГУ, РГГУ, Высшую школу экономики.
Поскольку кафедра – не кружок по интересам, она подчиняется всем законам системы образования. Поэтому нужны сбалансированные учебные планы, доля педагогов с ученой степенью, научные работы. На защиту дипломов приезжают преподаватели из МГУ. Сейчас кафедра заключает договор с Российским университетом дружбы народов, планируются обмены студентами и преподавателями.
Жемчужина кафедры – это музей истории журналистики. В небольшом кабинете, где он располагается, есть многое – от дореволюционных изданий и канувших в Лету газет до выпусков «Тульских известий» недавней поры, от фототехники времен проявителей и закрепителей – до устройств для литерного набора. Все это собирается по крупицам – в последние годы техника меняется неудержимо, и вслед за ней меняется механизм работы журналиста. Впрочем, по мнению Бориса Играева, сама профессия, несмотря на эти перемены, жива и будет жить.
– Мне кажется, что информация в том объеме, в котором она сейчас есть, уже не нужна, – считает он. – Нужна аналитика, эссеистика, публицистика. Печатная пресса не исчезнет – газеты будут дорожать, но их продолжат покупать. Ведь в США, где интернет-СМИ начали развиваться раньше, они не погибли. Будущее – за авторской журналистикой.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему