Общество

09:09, 15 февраля 2013

Звезда путеводная

«Здравствуйте, Александр Александрович! Пишет вам Петя Сидоров из Новосибирска. Если вы тот самый Сан Саныч, который водил нас в походы, откликнитесь!». Такие письма, приходящие в одной из социальных сетей на страничку одоевского учителя математики Александра Александровича Селиверстова, адресата совсем не удивляют. Только садясь за ответ, педагог размышляет: сколько же лет сейчас этому Пете? Пятьдесят пять? Шестьдесят?
Тот самый Сан Саныч
Известный далеко за пределами Одоевского района Александр Александрович Селиверстов покинул Новосибирскую область, когда ему исполнилось 25 лет. Выпускница Тульского пединститута Нина Федоровна, приехав в Сибирь на практику, пленила молодого коллегу красотой и обаянием и сманила на свою малую родину. Вот и остались в далеких краях мальчишки и девчонки, с которыми он начинал свою учительскую деятельность, странствовал по топографическимкартам на уроках и путешествовал наяву.
Сегодня Сан Саныча – давайте уж называть героя так, как зовут его и дети, и взрослые, – знают в Крыму, на Кавказе, на Байкале и во всех городах-героях Советского Союза – одним словом, везде, куда он уже более 45 лет водит в походы своих учеников.
Первый в СССР олимпийский чемпион по велоспорту на шоссе, тренер национальной сборной Виктор Капитонов еще в 80-х годах прошлого века восхищался Селиверстовым, рассказывая, как учитель математики из провинциального райцентра организовал клуб любителей спортивного туризма «Полярная звезда» и ездит с ребятами на велосипедах, ходит на лыжах. А внучатый племянник Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Чкалова, преклоняясь перед удивительными способностями Сан Саныча, подарил ему необычный портрет. Чета Селиверстовых изображена на нем с помощью… 8 тысяч крохотных фотокарточек родственников, друзей и учеников знаменитого педагога.
К Электроникам –
через тайгу
– Когда я появилась на свет, «Полярная звезда» уже была, – рассказывает заместитель директора одоевского Дома детского творчества Любовь Александровна Тюрина. – Принимали в нее только учеников среднего звена, и я торопила годы, чтобы побыстрее перейти в четвертый класс и записаться в туристический клуб. Как сейчас помню: зимой и летом мы ходили на тренировки в шортах, мальчишки и девчонки отжимались не меньше 60 раз, подтягивались на турнике, работали по топографическим картам, выполняли задания на внимательность, причем резко переключались с одного дела на другое. Врачи из Одоевской больницы учили нас останавливать кровотечение, перевязывать раны. А еще мы занимались краеведением и подчас знали историю родного района получше учителей. Ну и растения изучали: крапиву двудомную, любку двулистную, жучков-паучков всяких. Теперь, когда на природу выбираемся, ребята удивляются, что я до сих пор все помню… На первых порах мы ходили в походы по району: в зимние каникулы на лыжах отправлялись в деревни, давали концерты, ночевали в школах. А сумерки в январе быстро наступают: то по дороге идем в темноте, то по засеке. Летом же родители нас почти и не видели: вернулись домой, рюкзаки вытряхнули, вещи постирали – и снова в путь: то на районный слет туристов, то на областной. А на всероссийский как попали – вообще отдельная история. Проводился он в Сибири. Лететь туда на самолете слишком дорого, вот мы и поехали на поезде. Дорога заняла четыре дня, прибыли в Иркутск, а нас уже никто не ждет, проводников до места сбора – поселка Листвянка – нет. Вручили Сан Санычу топографическую карту: «Судить соревнования будут братья Торсуевы из «Приключений Электроника», но отсюда до базы – 130 километров пути. Пойдете?» Конечно, мы пошли. Через тайгу, незнакомые поселки, железнодорожные тоннели. Черемшу собирали, в кедровниках шишки сшибали, а вот хлеб и консервы несли с собой. Вообще рюкзаки тащили невероятно тяжелые: палатки тогда были брезентовые, едой затаривались надолго – ведь в дороге могло всякое приключиться. Но основной груз несли Сан Саныч с Ниной Федоровной и мальчишки, а девчонок жалели. Сейчас заглядываешь в прошлое и думаешь: вот где мы учились взаимовыручке и дружбе…
Велик на деревянном ходу
– Мы тоже всегда помогали друг другу, – вспоминает директор одоевского Дома детского творчества Людмила Юрьевна Мотунова. – Как-то отправились в дорогу на велосипедах, и у меня «звездочка» в пути сломалась. Запчастей тогда нигде не было, до дома – сотни километров, и ребята приспособили то ли щепку, то ли ветку, а потом подшучивали: «У Люды велик на деревянном ходу…» На своих «двухколесных коней» мы садились ранней весной, а убирали их поздней осенью. Бывало, дети на лыжах с горки катаются, а мы на спине велосипеды через поле тащим – и ничего не поделаешь: распутица… Однажды поехали по Подмосковью, остановились, чтобы отправить телеграмму в Одоев, и, пока заполняли бланк, я от усталости уснула. Сан Саныч этого не видел, а парень, с которым мы ходили на почту, пожалел меня, разбудил только через 15 минут и говорит: если спросят, почему задержались, скажем, что забыли насос и возвращались… Спать вообще хотелось очень сильно: был случай, когда мы приехали в Тулу и погрузились в сон на спектакле в драмтеатре, а в Кашире зашли в музей и к концу экскурсии от большой группы осталось всего несколько человек – остальные, увидев скамейку или стульчик, садились отдохнуть, да там и дремали…
По прошествии многих лет начинаешь понимать, что «Полярная звезда» приучила нас отвечать за поступки, помнить, что успех любого дела зависит от каждого его участника, ценить время, быть сильными и выносливыми, а еще – аккуратными. Сан Саныч, ведя ребят в поход, всегда говорит: «Мы уйдем, а тут после нас должно остаться еще лучше, чем было».
Гардемарины, вперед!
Рассказывая о любимой «Полярке», Любовь Александровна и Людмила Юрьевна не могут не отметить, что все занятия и путешествия обязательно сопровождались (и так до сих пор) песнями, которых Сан Саныч и Нина Федоровна знают великое множество. Есть в клубе и фирменный гимн, который сочинил почетный член «Полярной звезды» капитан второго ранга Борис Евгеньевич Успенский. Селиверстов подружился с ним двадцать лет назад и сразу привел на встречу с ребятами: выпускнику знаменитого морского кадетского корпуса, готовившего гардемаринов, инженеру-гидрогеографу, плававшему в водах всех океанов, было что рассказать школьникам. Впрочем, Сан Саныч всегда отличался удивительной способностью пересекаться с интереснейшими людьми и знакомить с ними своих подопечных.
– Полярная звезда – это один из самых точных ориентиров, альфа Малой Медведицы, сверхгигант, расположенный вблизи Северного полюса мира, – говорит кап-два Успенский. – Впрочем, несколько поколений учеников заслуженного учителя Российской Федерации Александра Селиверстова давно считают, что на земле тоже есть Альфа – легендарный Сан Саныч, оказавшийся для тысяч детей и взрослых путеводной звездой. Сегодня многие его «птенцы», разлетевшись по всей стране, уже сами водят ребят в походы, учат не пасовать перед трудностями, добиваться поставленной цели, приходить на помощь, уметь сострадать и вместе радоваться. Но главное даже не это, а то, что прошедшие через «Полярку» становятся замечательными людьми…
Людмила ИВАНОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему