Спорт

09:00, 11 июля 2014

Царёв и Численко плакали. Как сталиногорский «Химик» победил московское «Динамо»

1961 год. В Советском Союзе в разгаре эпоха физиков и лириков, стихов и космоса, покорения целины и научных прорывов, массового жилищного строительства и хрущевского кукурузного бума. А еще – первого серьезного прорыва тульского футбола на всесоюзной арене.

В первенстве СССР сталиногорский «Химик» в сезоне-61 сделал шаг назад по сравнению с прошлым, опустившись с третьей на пятую строчку в зональном турнире класса «Б». Зато небывалого успеха добился в Кубке страны, добравшись до четвертьфинала.
В 1/64 финала подопечные бывшего игрока московского ЦДКА (знаменитой «команды лейтенантов») Алексея Водягина в гостях в дополнительное время дожали костромской «Текстильщик» – 2:0. Затем дома одолели одноклубников из Северодонецка – 1:0, а в 1/16 финала отправились в далекий Душанбе, чтобы оттуда привезти победу над «Энергетиком» – 2:1.

В следующей стадии 24 августа 1961 года сталиногорцам выпало играть с московским «Динамо».

Бело-голубые в этом сезоне не блистали. До этого «Динамо» с 1954 года не выпадало из призовой тройки, взяв четыре чемпионских титула. Но на этот раз неожиданно посыпалось. В начале августа завершились турниры в обеих подгруппах класса «А» – по пять команд вышли в финальную пульку, которой предстояло разыгрывать медали, и «Динамо» в их число не попало, внезапно проиграв в Минске «Беларуси» (0:2) и отстав на два очка от ухватившего путевку ташкентского «Пахтакора».

Оставалось реабилитироваться в Кубке. Здесь «Динамо» сначала в гостях победило владивостокский «Луч» (2:1), затем в Москве со второй попытки разгромило казанскую «Искру»: в первом матче была ничья 0:0, а в переигровке бело-голубые растерзали соперника – 8:0.

Выставлять на кубковые матчи резервные составы в ту пору – не в пример нынешней – считалось постыдным делом для команд высшей лиги. Ведь в провинции этих матчей ждали, и для местных болельщиков они порой становились главным спортивным воспоминанием. Вот и сталиногорский стадион ломился от народа. Сейчас арена вмещает пять тысяч человек, а матч с «Динамо», по словам очевидцев, собрал как минимум двадцать тысяч.

Бело-голубые вышли на поле стадиона «Химик» почти тем же составом, что играли в злополучном матче с «Беларусью». Только место Льва Яшина, который в составе сборной СССР играл с норвежцами в отборе к чемпионату мира, занял его тезка Белкин, а вместо Георгия Рябова в центре обороны сыграл более известный Виктор Аничкин.

Настрой на «Динамо» у сталиногорцев был запредельный. На 41-й минуте Виталий Плеханов навесил в штрафную и неожиданно попал в ворота.

– Он отдавал мне пас, я открывался на другой стороне. Руку поднял, чтобы он мне пас отдал, а Белкин пошел на перехват сыграть. А мяч у Плеханова срезается, стукается о газон и отскакивает в ворота, – вспоминал нападающий «Химика» Николай Голофаев.

На 67-й минуте голкипер бело-голубых во второй раз вытащил мяч из сетки: после розыгрыша углового забил Евгений Лопухин, лишив динамовцев последней надежды в кошмарном сезоне. Москвичи атаковали, но вратарь «Химика» Николай Перегудов раз за разом вытаскивал мячи, и динамовское нападение во главе с блистательным Игорем Численко так и не смогло отыграть хотя бы один мяч. Впрочем, что бы он решил, этот мяч…

– «Динамо» была базовая коман­да сборной СССР, а они не могли ничего поделать. Я до сих пор помню, как Численко и Царев плакали, – рассказывал еще один футболист «Химика» Анатолий Кощеев.

В четвертьфинале сталиногорцам в соперники достался будущий обладатель Кубка донецкий «Шахтер», с которым тоже должны были играть дома. Но в Федерации футбола СССР все переиначили и отправили «Химик» в гости к угольщикам. Приняли сталиногорцев в Донецке недружелюбно, даже не дали потренироваться перед игрой, да и судьи симпатизировали «Шахтеру». Итог – поражение 1:3. Но разве отменяет оно фантастическую победу над «Динамо»?

Андрей ЖИЗЛОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий