Тайны спецслужб

15:55, 25 марта 2024

Один не выговаривал «р», у другого нос неровный: пособники из «Абвергруппы-209»

Один не выговаривал «р», у другого нос неровный: пособники из «Абвергруппы-209»

«Вы помните личный состав вашей особой команды?» Этот вроде бы простой, но при этом весьма важный для советских спецслужб вопрос в июле 1947 года задал следователь следственного отдела УМГБ по Тульской области обвиняемому Валентину Акулову. Напомним, Валентин Григорьевич оказался в поле зрения сотрудников госбезопасности по той причине, что во время Великой Отечественной войны он попал в немецкий плен, где согласился служить врагу в составе «Абвергруппы-209», о чем мы подробно говорили в предыдущих публикациях. Наше издание, опираясь на лишь недавно рассекреченные материалы пресс-службы Управления ФСБ России по Тульской области, продолжает рассказ о том, как сотрудники госбезопасности вычислили в нашем регионе немецкого пособника и тщательно задокументировали его показания о «похождениях» в германском тылу. 

Особые приметы членов особой команды 

«Всех не помню». Да, уклончивый ответ дал чекистам вчерашний офицер РККА, затем коллаборационист, а теперь слесарь Акулов: похоже, обвиняемый поначалу хотел отмолчаться, «сыграть в простачка», рассчитывая, что после этого от него отстанут. Но нет, следователь настаивал, чтобы Акулов перечислил не только всех коллаборационистов, кого он помнил, но и указал, в каких взводах те служили врагу. Разумеется, приметы этих пособников тоже интересовали чекистов. Пришлось перечислить. Всё-то из него приходилось тянуть, наверняка подумают сейчас читатели! И мы, пожалуй, согласимся. Чувствуется сейчас: ну не горел фигурант уголовного дела желанием делиться именно такими вещами – это ж не залихватские рыбацкие байки про пойманного «вооооот такенского леща». Но что делать: согласился в тяжелую для Родины годину пойти в услужение фашистам – теперь придется давиться горькой кашей поганых воспоминаний. Первым Акулов назвал Никулина Евгения, примерно 1918-1919 года рождения. Где родился Никулин, Акулов не знал; сказал, что Никулин «являлся начальником особой команды, имел звание старшего лейтенанта немецкой армии, возглавлял руководство командой по борьбе с советскими партизанами путём вооруженного подавления их, разведки их месторасположения и разведки ближайшего тыла Советской Армии». 

Командиром 1-го взвода был унтер-офицер Анохин Василий Иванович, приблизительно 1920-1921 года рождения, уроженец Кубани; «в конце сентября 1943 года во главе четырёх отделений особой команды в районе города Бобруйска дважды выезжал на подавление советских партизан, в октябре того же 1943 года совместно со мной дважды посылался на разведку месторасположения советских партизан». Был Анохин ниже среднего роста, волосы носил чёрные, из особых примет – неровный нос («спинка выпуклая») и опущенные плечи. 

Командовал 2-м взводом унтер-офицер Владимир Басов, примерно 1919-1920 года рождения, «он тоже в конце сентября 1943 года во главе четырёх отделений особой команды в районе города Бобруйска дважды выезжал на подавление советских партизан, в октябре 1943 года совместно со мной дважды посылался на разведку месторасположения советских партизан, в августе-сентябре 1943 года в числе группы разведчиков из четырёх человек, как то: командира отделения 1-го взвода ефрейтора Барышева Анатолия, ефрейтора 1-го взвода Калашникова и фельдфебеля Багнюка Ивана Ивановича посылался начальником команды Никулиным на разведку ближайшего тыла Советской Армии в районе города Бобруйска». Басов был среднего роста, широкоплечим, светло-русым.

Ефрейтор 1-го взвода Барышев (среднего роста, плечи опущенные, волосы светло-русые, круглолицый, основание носа приподнятое) родился примерно в 1921-1922 году; «в августе-сентябре 1943 года посылался в числе упомянутой группы разведчиков в количестве четырёх человек на разведку ближайшего тыла Советской Армии в районе города Бобруйска, в конце сентября 1943 года дважды выезжал на подавление советских партизан». Калашников (его имя и отчество Акулов не вспомнил) появился на свет примерно в 1920-1921 году, «в августе-сентябре 1943 года посылался в числе упомянутый группы разведчиков на разведку ближайшего тыла Советской Армии в районе города Бобруйска»; он был низкорослым, широкоплечим, круглолицым, «основание носа приподнятое, волос темно-русый, вьющийся, в разговоре не выговаривает букву «р». 

«Рядовой моего 3-го взвода Кукольников, имя отчество не помню, 1922-1923 года рождения, в конце сентября 1943 года дважды выезжал на подавление советских партизан, – продолжал давать показания Акулов в ночь с 1 на 2 июля 1947 года. – Приметы: ниже среднего роста, лицо в веснушках, волос рыжеватый. Повар Смирнов, 1915-1916 года рождения, готовил пищу для команды. Других членов особой команды я сейчас не помню». Следователь спросил: а помнит ли Акулов Букеева Павла Осиповича? «Такого не помню», – ответил обвиняемый. И на этом допрос, начавшийся в 21:20 1 июля 1947-го, завершился, на часах было уже 02:40. А ниже мы поясним, почему у Акулова спрашивали про Букеева. 

ДОСЬЕ

Из составленного в Туле 12 июня 1947 года  постановления на арест Валентина Акулова. «Арестованные агенты германской разведки Барышев Анатолий Васильевич и Букеев Павел Осипович о причастности Акулова к немецким разведорганам показали: «Из официального состава немецких разведорганов я знал Акулова Валентина, 1922 года рождения, в Красной Армии служил младшим лейтенантом, в 1943 году попал в плен. В «Абвергруппе-209» работал командиром взвода – унтер-офицер» (из показаний арестованного Барышева). 

«Я был зачислен в часть № 34560, или иначе как её называли, особая команда 209, с приездом меня в особую команду численность её была около 100 человек и разделялась на два взвода, вторым взводом командовал Акулов Валентин, 1923 года рождения, который в начале 1944 года был переброшен в тыл Красной Армии в районе города Бобруйска с диверсионным заданием» (из показаний арестованного Букеева).

Акулова Валентина Григорьевича подвергнуть аресту и обыску». 

«Свидетель Букеев показал на меня неправду» 

Итак, сам Акулов сообщил чекистам, что он, будучи в составе особой команды-209, «один раз во главе четырёх вооружённых отделений выезжал на подавление советских партизан и дважды ходил на разведку их месторасположения, других заданий я не выполнял». Но вот Букеев-то рассказывал советским спецслужбам и про другие «подвиги» Акулова – как с этим быть? «В тыл Советской Армии в начале 1944 года я не забрасывался, так как в это время из упомянутой особой команды я совместно с другими в количестве шестнадцати человек, из которых помню Калашникова и Смирнова, был направлен в город Канино (Польша) в штрафной лагерь, о чём я показал ранее на допросе», – объяснял чекистам Акулов 8 июля 1947 года.

– Чем вы можете доказать, что не были переброшены в тыл Советской Армии с диверсионно-разведывательным заданием? – спросили Акулова? 

– Доказательств на этот счёт я не имею, так как местонахождение названных мною лиц, находившихся со мной в организации немецкой разведки, а также совместно со мной выбывших в город Канино (Польша) (в Польше есть деревня Канина и город Конин. – Прим. ред.), мне неизвестно, – ответил обвиняемый.

С его слов, Букеева Павла Осиповича, служившего в особой команде, он, возможно, и узнал бы в лицо («в личность», как сказал Акулов), но фамилия Букеев ни о чем ему, Акулову, не говорила. Акулову тут же озвучили показания этого самого Букеева. Но Акулов сказал, что Букеев оговорил его.

ДОСЬЕ

Акулов Валентин Григорьевич. Родился в 1923 году в г. Мелитополь Запорожской области; отец Григорий Аврамович Акулов, 1897 года рождения, инвалид, проживал в Мелитополе; мать умерла в 1937 году в городе Орское Днепропетровской области (со слов Акулова). Образование 7 классов. Беспартийный, но в свое время являлся кандидатом в члены ВКП(б). После Великой Отечественной войны устроился слесарем на завод в одном из райцентров Тульской области. Имел паспорт № 3297. Состоял в браке, супруга Тамара Григорьевна Акулова, 1927 года рождения, уроженка Мелитополя, трудилась на том же предприятии, что и ее муж. 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Подготовил Сергей МИТРОФАНОВ

 

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий