Закон

08:00, 13 апреля 2022

В колонию - за долги по алиментам

В колонию - за долги по алиментам

Ирина Мельханова
Геннадий Поляков


Первое весеннее солнышко. Не окончательно просохшая плитка на дорожке. Елочки по сторонам. Молодая мама неспешно катит коляску. Почти идиллический кадр, если не знать, что сделан он на территории колонии-поселения.

 

Мамашу появление журналистов не беспокоит: все в колонии знают – она с прессой не общается. Товарки говорят, ребеночек, что в коляске – не первый, на воле женщина уже рожала и сразу же отказалась от малыша. А тут подфартило: срок получила, будучи беременной, а младенец – это уйма привилегий для матери-заключенной. Вот и катает колясочку. Пока на свободу не выйдет…

В колонию-поселение № 8 в поселке Бородинский Киреевского района репортерская группа «ТИ» приехала не ради дамы с коляской, и можно было бы не упоминать о ней вовсе. Но общий лейтмотив у этой зарисовки и тех историй, что привели нас сюда, увы, есть.

Отбыв наказание, в урочный час покинув колонию и по прежнему сценарию отказавшись от прав на ребенка, женщина не станет свободной от обязанности по его содержанию. И имеет все шансы оказаться через несколько лет героиней аналогичного репортажа. По дорожке с выщербленной плиткой, мимо казенных елочек и кирпичной стены КПП мы отправляемся на встречу с теми, кого привели в колонию долги перед собственными детьми.   

IMG_5231.JPG 

Родительский долг

Стереотипный портрет неплательщика алиментов – хитрый наглый субъект, скрывающий от бывшей «половинки» доходы, а от судебных приставов – имущество, и совершенно безнаказанно смеющийся всем в лицо: а вот что вы с меня возьмете, когда нечего с меня взять?

С этими еще более или менее понятно, что делать.

Светлана Кучик_ФССП.jpg

- Принудительное взыскание алиментных платежей находится в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Тульской области на особом контроле, - рассказывает заместитель начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по Тульской области Светлана Кучик. - С начала 2022 года взысканная сумма по алиментам уже составила порядка 62 миллионов рублей. В арсенале судебных приставов-исполнителей – широкий спектр мер принудительного исполнения, предусмотренный законодательством. Кроме того, к должникам по алиментам применяются меры административного и уголовного воздействия.

Проще всего, естественно, взыскать алименты с человека, имеющего официальный источник дохода. Исполнительный лист направляется по месту выплаты: на работу должника или в органы, начисляющие пенсию.

Если гражданин официально не имеет источника стабильного дохода, выплаты обычно назначаются в твердой денежной сумме ежемесячно. Часто должник в этом случае оказывается перехитрившим сам себя: выплаты рассчитываются не в процентах от документально подтвержденного дохода, а, исходя из данных о средней заработной плате по стране.

Судебный пристав выясняет возможности должника выплачивать назначенные суммы. И тут уже, показательно вывернув пустые карманы, не отделаться.

Даже если удастся утаить неофициальный источник заработка, в резерве остаются банковские вклады и ценные бумаги, доходы от сдачи жилья в аренду и, в конце концов, само имущество, на которое пристав для взыскания долга может наложить арест. Не погасишь задолженность #0f0f0f; background: #f6f7fb;">своевременно – арестованное имущество будет выставлено на торги, а вырученная сумма пойдет в счет уплаты алиментов и накопившихся пени.

Но не всегда ситуация исчерпывается и этими мерами. Всего в Тульской области порядка 6,5 тысячи должников по алиментам. Несколько сотен из этого числа – злостные. Взять с них, по большей части, и правда нечего. Кто-то запойно пьет, кто-то годами не работает, сидя иждивенцем на шее родственников. Вся собственность, за которую можно выручить сколь-нибудь заметную сумму, давно продана. А иные ее и вовсе не имели.

На сегодняшний день судебными приставами Тульской области к административной ответственности по части 1 статьи 5.35.1 КоАП РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» привлечен 251 житель региона; к уголовной ответственности по части 1 статьи 157 УК РФ «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» – 187 неплательщиков алиментов.

Примечательно, что названия административной и уголовной статей дословно совпадают. От первой до второй действительно недалеко. И тот, кто однажды довел дело до назначения наказания в виде принудительных работ, с большой вероятностью доберется однажды и до колонии.

Станет ли этот эпизод финальным в чьей-то истории о невыплаченных алиментах?

IMG_5566.JPG

- Не уникальный случай для нас – встречать в колонии тех людей, которые прежде уже отбывали здесь наказание за то же преступление, - рассказывает начальник отряда 1 ФКУ КП-8 УФСИН России по Тульской области Светлана Ермилова. - Мы воспитываем, но ведь другому в голову невозможно вложить свой ум. Знания – да. И такую возможность мы даем. В колонии существует профессиональное училище, где можно получить несколько специальностей, а если к нам поступают осужденные, не имеющие вообще никакого образования, они здесь могу окончить школу, сдать ЕГЭ и получить диплом. Есть определенный процент наших бывших подопечных, вставших на путь исправления. Есть те, кто после заключения добиваются каких-то высот, даже открывают свои фирмы. Но это – те, кто стремятся к чему-то. В первую очередь, к тому, чтобы больше не совершать преступлений и не попадать в такие места. А порядочность, совесть, долг – это можно воспитать только самостоятельно. Это желание каждого человека. Если кто-то не хочет содержать своих детей, здесь мы бессильны. Для иных точка невозврата осталась далеко в вольном прошлом.

  

Игорь

- Я оказался здесь 20 ноября того года. Не выплачивал алименты. Было тяжело у нас в Алексине найти официальную работу, чтобы нормальная была, достойная. Работал не официально, платили на руки.

Долго не виделся с бывшей женой, ребенка вообще потерял из виду, они переезжали постоянно. Сейчас ребенку тринадцатый год пошел, а виделись в последний раз, наверное, лет шесть назад.

Потом вызвали в УФССП на беседу: такая, мол, ситуация у тебя сложилась нехорошая, алименты надо платить…

Я это дело понимаю, дали мне там часы отработки, я это отработал все полностью. Никуда не скрывался, по первому требованию всегда являлся. Веду нормальный образ жизни. Ну вот так получилось…

IMG_5311.JPG

- Как долго вы не платили алименты?

- Развелись мы с женой в 2013 году, а жили вместе до 2017-го. Но она не хотела уезжать от матери своей, а у меня своя квартира. Я и говорю: «Если мы семья, должны жить отдельно со своим ребенком!». Она не захотела. А я уже договорился насчет машины, у меня вещи были собраны. И я – такой человек, что, если сказал слово, то я его выполню всегда. Ну развернулся и уехал.

Она потом, конечно, приезжала ко мне. Но уже не жили вместе. И потом, когда вся эта канитель началась, мне уже насчитали алименты не с 2017 года, а с 2013-го, когда был развод. Я не семи пядей во лбу, закон наш не могу переплюнуть. Я соглашаюсь со всем…

- И сколько набежало?

- 900 тысяч.

Квартиру, что у меня – я ее ребенку оставил. Двухкомнатную. И сначала вообще не было никакого разговора. А потом пошло-поехало. Бывшая моя начала жить с другим человеком, может, он ей что-то преподнес не так…

Созванивался с ней. Встречаться-то она отказывалась. Когда в Калуге на строительстве Губернского парка работал, звонил ей, чтобы дала ребенка. Калуга – город красивый. А я там – главный механик, у меня возможности! Летом еще на море хотел свозить… Не дает и все! Даже просто увидеть не дает.

Ну а с тех пор, как в колонию попал, и не пытался на связь выйти. А зачем? Никто даже не знает, что я здесь. Все отбуду от звонка до звонка, как говорится. Устроюсь на работу, предоставлю эту справку. Тогда все нормально будет.

- А как получилось, что вы вообще здесь оказались? Колония ведь – последний аргумент. Были периоды после вынесения судебного решения, после прохождения обязательных работ…

- Обязательные работы мне назначили в роддоме, тогда ковид был, любые руки были нужны. Я предлагал им: вот отработаю по исполнительному листу, так и оставьте меня здесь. Я и кафель положить могу, и в сантехнике разбираюсь… У меня профессий много, и водителем работал, и на стройке попробовал. Но меня не оставили. Потом приходил, спрашивал – ну нет для меня работы! Два месяца не мог устроиться официально. Тогда новый суд…

Вот теперь я повар. Суп гороховый, каша перловая, гуляш из говядины, макароны, компот – это с утра готовил; картофель-пюре и рыба тушеная будут вечером.

IMG_5358.JPG

- О чем жалеете?

- Глупо было потерять эти полгода. Глупо. Просто вычеркнул из своей жизни. Это совсем никуда… И с ребенком не вижусь.

- Вы все время говорите: «ребенок». А кто у вас – сын или дочь?

- Дочь.

- Если ей сейчас 12, то проблема с выплатой алиментов еще долго для вас не исчезнет. Как собираетесь выходить из положения, ведь теперь работу будет найти еще сложнее?

- Не думаю, что для меня это будет проблема. Я всегда работу найду. В другом городе. С моей головой и руками я насчет этого даже не переживаю. А судимость – на это никто и не смотрит. Статья не тяжелая. И от этого никто не застрахован.

Сейчас отбуду свое наказание до конца. Устроюсь, как по закону положено, официально. По минимуму. Не знаю, где можно найти хорошую работу. Если будет такая – я, не вопрос, выйду. Здесь же я работаю каждый день, в пять утра просыпаюсь, знаю, что мне народ надо накормить. Я не отлыниваю.

- Что в колонии для себя переосмыслили в отношениях с ребенком, с законом?

- С ребенком у меня все нормально будет, поверьте мне. А здесь я переосмыслил и понял одну очень важную штуку: не надо сюда попадать. Ни в коем случае! Лучше все проблемы решать там, по ту сторону стены. Решишь быстрее и намного лучше. Не стоит никому сюда попадать. Нечего здесь делать.

 

Юлия

- У меня 157-ая статья. Так получилось. Не платила алименты, не работала… Ну, так получилось.

Лишили меня родительских прав за то, что злоупотребляла алкоголем. Тогда сыну было 8 лет. Сейчас 17. Опеку взяла тетя моя.

IMG_5543.JPG

- Лишение родительских прав что-то для вас изменило? Пытались остановиться, бороться с зависимостью?

- Нет. Мне стало еще хуже. Еще больше пить начала.

- С сыном часто виделись с тех пор?

- Он в Ефремове живет, а я в 15 километрах оттуда, в селе. Я в город не приезжаю. Но общаться общаемся. Там же тетя моя родная, она не запрещает.

- А отец мальчика?   

- Его нет.

- У вас сейчас почти пять месяцев вынужденного воздержания от алкоголя. Это еще не значит бросить, но проще, чем с нуля. Думали об этом?

- В колонии без алкоголя не трудно. Особенно и не тянуло. На воле-то свободно, к этому есть доступ, а здесь нет. И забываешь. Если бы так просто было на воле бросить пить…

В мае выхожу домой. Искушения там будут. А что поделать? Говорю себе, что не буду, а там будет видно. Как получится… Я не могу ручаться за себя. Не ручаюсь.

- Ждет вас на свободе кто-то, кто мог бы помочь не сорваться и не вернуться в прежнюю колею?

- Нет.

- Какие отношения с сыном у вас теперь, когда он совсем взрослый?

- Нормальные. Общаемся.

- Как думаете, ждет он вас из колонии?

- Ждет, конечно.

- Что планируете делать, когда выйдете отсюда?

- Не знаю. На работу устраиваться… Просто не хочется сюда больше.

Работы у нас там, в селе нету. Но можно в Ефремов, наверное, ездить. Есть автобусы, маршрутки…

- С тех пор, как вас лишили родительских прав, вы где-нибудь работали?

- Честно, нет. Устраивалась, но все срывалось, опять же, из-за спиртного…

- На что жили?

- Я с мамой живу. Она получает пенсию. Иногда у частников колымила месяц-два…

- Какой долг по алиментам у вас накопился?

- 800 тысяч. На алименты тетя подала сразу, как права у меня отняли.

- Перед тем, как наказать вас по уголовной статье, вам назначались обязательные работы. Вы понимали, что, если ничего не менять, дальше – тюрьма?

- Да, сначала дали часы отработки. Я отрабатывала. Но потом же снова… На официальную работу я никуда не устраивалась, опять стал расти долг, и дело – в суд.

- Когда вы в последний раз разговаривали с сыном, и что он вам говорил?

- Общались в декабре, перед тем, как меня посадили. Говорит: «Ну вот, мама, снова поедешь из-за меня…»

- Почему «снова»?

- Так я года три назад сидела по той же причине. Второй раз я здесь…

 IMG_5505.JPG

 

    

#790000;">6,5 тысячи должников по алиментам#790000;"> - это число в Тульской области почти не меняется уже несколько лет;

#790000;">

#790000;"> #790000;">251 алиментщику#790000;"> региона с начала 2022 года назначено административное наказание;

#790000;">

#790000;"> #790000;">187 неплательщиков#790000;"> #790000;">алиментов#790000;"> в текущем году привлечены к уголовной ответственности.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий