Здоровье

16:21, 05 апреля 2022

Перинатальный центр: здесь помогут и маме, и малышу

Перинатальный центр: здесь помогут и маме, и малышу

Тульскую область посетил главный неонатолог Министерства здравоохранения России, ректор Санкт-Петербургского государственного медицинского педиатрического университета, профессор Дмитрий Иванов.

В составе делегации были проректор по лечебной работе и на­цио­наль­ным проектам Юрий Петренко и главный врач клиники педиатрического университета Виталий Резник. В ходе визита рассматривались актуальные для нашего региона вопросы организации родо­вспомогательной службы и маршрутизации, работы с детьми, требующими высокотехнологичной медицинской помощи, а также активизации госпитализации пациентов, требующих многофункциональных форм диагностики и лечения, в федеральные клиники. В частности, в крупнейший детский стационар России – Санкт-Петербургский государственный педиатрический университет.

Гости ознакомились с работой нового Тульского областного перинатального центра. Осмотрев палаты и операционные, Дмитрий Олегович дал «Тульским известиям» эксклюзивное интервью.

– Такие учреждения, как новый Тульский областной перинатальный центр, говорят об огромном внимании, которое уделяется в регионе проблемам родо­вспоможения и сбережения детского здоровья. Это учреждение имеет все необходимое для оказания высокотехнологичной помощи как беременным, так и новорожденным, и он полностью соответствует всем мировым стандартам, – отметил Дмитрий Иванов. – Когда мы, врачи, говорим о таком показателе, как младенческая смертность, то понимаем, что речь идет о жизни и счастье российских семей. Ввод в эксплуатацию такого прекрасного родовспомогательного учреждения, где будут концентрироваться наиболее тяжелые пациентки и дети, нуждающиеся в особенном внимании, – это огромный шаг в плане сбережения жизни и здоровья и женщин, и новорожденных.

– Дмитрий Олегович, от чего, на ваш взгляд, в большей степени зависит здоровье ребенка – от того, насколько его мать берегла себя, или от качества оказываемой ей во время беременности и родов медицинской помощи?

– Общее здоровье человека в первую очередь зависит от того, как он к себе относится. И репродуктивное здоровье – не исключение. Если рассматривать все совокупные факторы риска, отражающиеся на состоянии будущего ребенка, то самый опасный – это искусственно прерванные беременности. Особенно первые. Это обязательно скажется и на здоровье самой женщины, и на здоровье ее потомства.

Другие факторы риска – это уже набившие оскомину вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем, гиподинамия, неправильное питание.

Да возьмем хотя бы то, что рождение детей откладывается на все более поздний возраст. Вспомните, в советские годы беременную старше тридцати лет называли старородящей, а сейчас таких женщин очень много.

Нужно понимать, что с возрастом организм не становится здоровее, и лучше, когда беременность наступает в оптимальные сроки, что способствует рождению более крепких детей. Двадцать – двадцать пять лет – вот оптимальный период для рождения первенца.

Между тем и высококвалифицированная медицинская помощь тоже очень важна для сохранения здоровья новорожденных.

В акушерстве возможны различные ситуации. Например, отслойка нормально расположенной плаценты. Ни одна методика на сегодняшний день не может определить, у какой женщины это может случиться. Это всегда острая акушерская ситуация, и от того, насколько быстро и качественно будет оказана медицинская помощь, зависит будущее ребенка.

Поэтому и создаются такие перинатальные центры, где роженицам и младенцам в самых сложных и тяжелых случаях оказывается высокопро­фес­сио­наль­ная и высокотехнологичная помощь.

– Изменилось ли за последние годы здоровье новорожденных?

– Я бы не сказал, что у младенцев здоровье резко ухудшилось. Патологии выявляются действительно чаще, но это не потому, что их становится больше, а потому что растет качество диагностики. И то, что болезни обнаруживаются на более ранних сроках, конечно, хорошо и позволяет компенсировать какие-либо серьезные состояния до того, как они переросли в тяжелые хронические заболевания.

Например, ежегодно у нас оперируется все больше детей с врожденным пороком сердца. Почему это происходит? Раньше скрининг делали не всем женщинам, а сейчас охват составляет 95 процентов. Соответственно, пороки развития диагностируются на самых ранних стадиях. Это позволяет направить беременную в стационар, где ее ребенку окажут свое­вре­менную высокотехнологичную помощь.

 – Сейчас говорят об очередной волне коронавируса. Насколько он опасен для новорожденных и как их уберечь от ковида?

– Это очень важный вопрос. У нас клиника на тысячу коек, и есть отделение для детей, заболевших COVID-19, куда с мая 2020-го поступают мальчики и девочки из Северо-Западного федерального округа в наиболее тяжелом состоянии. Это не только больные ковидом, у многих онкологические заболевания, сахарный диабет, разные хирургические патологии. Самый маленький из наших пациентов с коронавирусом – двухдневный ребенок.

К сожалению, за два года шесть детей мы потеряли. Так что новорожденные болеют ковидом, и иногда очень тяжело.

Главное в борьбе с коронавирусом – это профилактика, и в первую очередь – вакцинация. Сейчас она доступна и очень важна для детей из группы риска – с онкологией, сахарным диабетом, хирургическими патологиями.

Если беременная привита, то и после появления ребенка на свет это защищает его от коронавирусной инфекции. Если малыш и заболеет, то будет переносить все намного легче.

Необходимо соблюдать противоэпидемические меры и помнить, что чем больше вокруг вакцинированных от ковида, тем более защищенными мы и наши дети будем перед уже шестой волной и легче ее преодолеем.

– В одном из интервью вы сказали, что в стране высока смертность среди доношенных младенцев. Дети недоживают до года, потому что еще до рождения врачи на УЗИ не разглядели у них тяжелые патологии либо допустили фатальные ошибки, принимая роды…

– Я помню это интервью, оно вышло лет шесть назад, и с тех пор многое изменилось. В 2012-м в России умерли порядка 20 тысяч детей первого года жизни, а в 2021-м мы потеряли около 6 тысяч младенцев. То есть теперь ежегодно умирает на 14 тысяч детей меньше.

Почему это произошло? Десять лет назад президентом было принято решение о создании сети перинатальных центров по всей стране. Тридцать два было построено сразу, а сейчас по всем регионам таких медучреждений уже более девяноста. И вот результат – десятки тысяч спасенных детских жизней!

Для перинатальных центров есть стандартное оснащение, это максимально лучшее оборудование из того, чем располагает современная медицина. И у вас в новом перинатальном центре все это имеется, а также есть высококвалифицированные специалисты, прошедшие специальное обучение.

 – Выходить недоношенного малыша с массой тела меньше килограмма стоит порядка миллиона руб­лей. Это очень дорого, и ОМС не покрывает расходов. К тому же эти дети впоследствии нередко оказываются тяжелыми инвалидами. В обществе есть мнение, что лучше довериться естественному отбору – мол, родители еще смогут завести здоровых детей. Как вы относитесь к этой проблеме?

– Наиболее сложные – младенцы с весом в 500–750 граммов. Их выживаемость в разных перинатальных центрах составляет 60–80 процентов. То есть таких детей у нас, слава богу, научились выхаживать достаточно хорошо.

Почему сегодня мы обсуждали проблему преждевременных родов? Основное в перинатальном центре то, что ребенка никуда не нужно транспортировать. И это особенно важно для глубоко недоношенных младенцев, потому что если ребенок переезжает из учреждения в учреждение, то риск внутричерепного кровоизлияния возрастает на 30 процентов. А если есть инсульт, то возникают и тяжелые последствия. Поэтому и внедряется такая система, чтобы дети никуда не перевозились, и тогда инвалидизация среди этой очень проблемной категории младенцев, чье выхаживание действительно стоит очень дорого, сводится к минимуму.

Нелли ЧУКАНОВА

Сергей КИРЕЕВ

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий