Общество

Сквозь электронные дебри

Дискуссия в открытом клубе при общественном совете министерства здравоохранения длилась больше двух часов, и накал страстей просто зашкаливал. Еще бы! Тема – работа электронной регистратуры в учреждениях здравоохранения – брала за живое всех ее участников: главных врачей лечебных учреждений, экспертов комитета по инновациям и информатизации, представителей пациентских организаций. Потому как регистратура эта ну никак не хочет работать ритмично… Участники дискуссии сразу же разделились на два неравных (количественно) лагеря. Руководители ЛПУ предъявляли массу обоснованных претензий как в целом к «виртуализации» первостепенных медицинских бумаг, так и к особенностям программного продукта, на котором их приходится сочинять. А господа IT-шники, вполне толково возражая по отдельным позициям, делали общий вывод, который не устраивал и даже слегка обижал собравшихся: руководители учреждений здравоохранения не хотят-де идти в ногу со временем, не обеспечивают возможность электронной самозаписи пациентов, а к формированию электронных амбулаторных карт приступать, похоже, просто не собираются... – Единственная больница, где все уже работает как часы, – яснополянская. Там действуют все существующие сегодня способы записи к врачу, а амбулаторные карты пациентов успешно переведены на электронные носители. Эта больница – опытная площадка нашего комитета и пример для всеобщего подражания, – заявил начальник отдела медицинских информационных систем Илья Олимпиев. – Но к Яснополянской больнице приписано всего две тысячи человек! – возразил главный врач Тульской областной клинической больницы Александр Симонов. – Как ее можно сравнивать, например, с горбольницей № 2, которая обслуживает около 100 тысяч пациентов? Перевести в электронный вид 2 тысячи амбулаторных карт или 100 тысяч – есть разница? Если судить по конечному результату, то в отчетах маломощные учреждения будут опережать те, где сам объем работы слишком велик, чтобы его быстро выполнить. Нужны сопоставимые параметры, только они дадут возможность оценить идущую работу правильно. Основной сыр-бор разгорелся из-за заявления Ильи Олеговича, что отныне комитет по инновациям и информатизации еженедельно будет информировать министерство здравоохранения, какое ЛПУ насколько продвинулось в виртуальную реальность. Или не продвинулось. Надо же как-то понудить отстающих! 30 процентов учреждений вообще не работают в системе электронной регистратуры, откровенно выжидая: не рассосется ли эта идея как-нибудь сама собой… У собравшихся нашлись свои аргументы: – До сих пор электронные регистратуры только осложняют нашу работу, создавая дополнительную толчею. Получив талон в инфомате или записавшись к врачу через Интернет, пациент все равно вынужден занимать очередь в обычную, бумажную регистратуру для оформления статистического талона. И, согласно проведенным опросам, стоит в этой очереди от тридцати минут до двух часов! – А стоит он там в том числе и потому, что новый программный продукт, которым вы нас снабдили, тормозит работу регистраторов. Программа требует ввода массы абсолютно несущественной информации, например, когда и кем больному выдан паспорт. А в той программе, что стояла раньше, достаточно было набрать номер страхового свидетельства, и все! – В наших регистратурах работают в подавляющем большинстве пенсионеры. Сейчас, пока новые требования еще не абсолютны, они на рабочих местах. А как только электронный режим станет единственным из возможных, все уйдут, это абсолютно предсказуемо! Просто потому, что в силу возраста не в состоянии освоить как следует новую технику. И кто придет им на смену? Молодежь на такие зарплаты не затащишь… – Многие из регистраторов, которых мы обучили работе в новых условиях, уже ушли, а кто и где будет готовить новых? – В поликлиниках в основном пенсионеры, у нас же пожилой регион! Ну не могут они пользоваться инфоматами, и все тут… На такие возражения Олимпиев нашел что ответить. Во-первых, до конца этого года каждое рабочее место врача будет обеспечено персональным компьютером, и необходимость оформления статталона в регистратуре сама собой отпадет. По большому счету, именно отсутствие персональных компьютеров тормозит ввод электронной регистратуры в полном объеме и создает очередь к окошку регистратуры бумажной. Во-вторых, все программные продукты совершенствуются и будут доведены до идеала. Например, запись к врачу через сайт doktor71.ru поначалу требовала шести шагов, а теперь все делается в одном окне. «Процесс настолько упрощен, что его освоила даже моя бабушка», – успокоил медиков компьютерный гений. В-третьих, обучение работников регистратуры планируется на постоянной основе в Тульском областном медицинском колледже, станет двухгодичным, и человек, его прошедший, сможет не только банально записывать вызовы врача на дом, но и в какой-то степени регулировать работу локальной сети лечебного учреждения. А для того чтобы инфоматами могли пользоваться пенсионеры, возле аппарата должен стоять специальный человек и консультировать их. Как это практикуется у банкоматов в банке. Где такой возможности нет, следует повесить телефонный аппарат, по которому больной сможет связаться с cаll-центром, там ему объяснят действия пошагово. В перспективе же с инфоматами не будет проблем ни у одной возрастной группы. Сейчас закупается специальное оборудование, которое станет считывать штрих-коды. Пенсионеру достаточно будет поднести штрих-код к считывателю, и инфомат идентифицирует его. – По выбранному здравоохранением пути двигаться придется только вперед: электронные регистратуры есть уже во всех учреждениях здравоохранения, ведущих первичный прием больных, построено 314 защищенных каналов связи, обучено 546 работников регистратур. В скором будущем мы создадим еще одно подразделение – центр компетенции, – порадовал собравшихся Илья Олимпиев, – тогда рентгеновские снимки, например, будут делаться везде, а описываться – только в центре компетенции. – Ага, а в это время рентгенологи на местах станут терять квалификацию и деградировать… – почему-то не обрадовались главные врачи. – Ну, может быть, не каждый снимок будет в центре описываться, а только наиболее сложные случаи, – уточнил компетенцию центра компетенции Илья Олегович. В заключение руководитель открытого клуба Виктор Мельников предложил «увеличить информационный натиск» на пациентов – пропагандировать возможности электронной регистратуры более широко. Нужны ролики социальной рекламы на телевидении, нужно снабдить каждого доктора специальными листовками, рассказывающими о существующих сегодня способах записи к врачу, нужно обеспечить все поликлиники броской и доступной наглядной агитацией. Екатерина ГАРБУЗОВА Геннадий ПОЛЯКОВ

Другие новости