Культура

Мечты гражданина мира

Новый сезон в Тульской областной филармонии открылся аншлагом: на ее сцене выступил Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под руководством народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР и РФ, дирижера Владимира Спивакова. Во время концерта Владимир Теодорович не просто одним мановением палочки, но движением брови, улыбкой превращал огромный коллектив в единое целое. А публика сидела как завороженная два часа, внимая ее величеству Музыке. – Мы только что закончили большое турне, которое стартовало в Красноярске, – рассказал маэстро после выступления. – Потом побывали в Хабаровске, где произошло несчастье, не смогли из-за прихоти стихии сыграть в Комсомольске-на-Амуре, потому что там затопило театр. Но так уж выстроена линия жизни оркестра «Виртуозы Москвы» – быть там, где люди страдают, помогать чем возможно. Когда произошла чернобыльская трагедия, мы были на Украине, когда случилось землетрясение в Армении, вылетели туда… Что касается дня сегодняшнего, то после Хабаровска гастролировали в Улан-Удэ, Магадане, Абакане, Южно-Сахалинске, Челябинске, Новосибирске и вот только приехали в Москву. Но концерт в Туле был давно запланирован к началу сезона в вашей филармонии, а я обычно договоренности не нарушаю. Этим выступлением все музыканты довольны, публика принимала прекрасно, у вас умные, понимающие зрители – не зря мы приехали. – Считается, что в Европе, в Америке ходят на программу, а у нас в стране идут на имя, так что туляки на самом деле пришли к вам. – Ко мне и – к оркестру, которому в следующем году исполнится тридцать пять лет. – И семьдесят лет – его бессменному руководителю. – Да, у нас два юбилея, и «Виртуозы Москвы» – это целый пласт жизни для людей практически двух поколений, выросших на нашей музыке. Невероятно, но порой появляется ощущение, что мы стали частью их биографии. Приезжая порой в самые отдаленные уголки земного шара, в Сибирь, в Латинскую Америку, видим, как те, чьи судьбы не пересекались годами, встречаются на наших концертах – это так трогательно. – Владимир Теодорович, у вас уже есть планы, как отпраздновать два юбилея? – Знаете, что я вам скажу: после определенного возраста каждый день – праздник. – Весной в Туле был Валерий Гергиев, скажите, как вы относитесь к его идее возродить детское хоровое пение? – Разумеется, положительно. Вспоминаю, как мы с «Виртуозами Москвы» приехали в Венгрию, в маленький город Печь, и там в простой общеобразовательной школе дети пели трехголосные фуги – это потрясающе! И то, что делает Валерий Абисалович, замечательно, но надо, чтобы его идеи находили поддержку, дело двигалось вперед. – Расскажите о деятельности своего благотворительного фонда. – Там достаточно много программ со странными на первый взгляд названиями. К примеру – «Дети на обочине»: это когда юные музыканты нашего фонда играют для своих ровесников, попавших в колонии, которых у нас, оказывается, много. Но, по моему глубокому убеждению, дети не рождаются преступниками, а если становятся ими, то в этом виноваты взрослые, которые не смогли уберечь от окружения, нехорошей компании, не помогли получить образования, убедить, как надо жить, а чего нельзя делать. И «деток в клетке» очень жалко, для них такой концерт – как луч света в темном царстве… А еще после Кольмарского фестиваля благодаря нашему фонду была спасена полуторагодовалая русская девочка: ей была сделана операция на открытом сердце – очень сложная, в России даже не рискнули взяться. А в Берлине все прошло успешно, ребенок вполне здоров, и врачи обещают, что проживет долгую красивую жизнь. Знаете, как сказал Конфуций: «Лучше спасти жизнь одного ребенка, чем строить семиярусную пагоду». Есть и другие направления деятельности фонда – к примеру, сейчас дети, имеющие его поддержку, разлетелись по разным странам: в Италию, в Грецию, Англию, Испанию, Штаты – и там представляют Россию. – Вы руководите «Виртуозами Москвы», Национальным филармоническим оркестром России, возглавляете собственный благотворительный фонд, являетесь президентом Московского международного Дома музыки. Как распределяете время? – «Чем больше человек занят, тем меньше времени на грехи». А если серьезно, то фондом я управляю не сам, а люди, которым доверяю, и точно знаю, что любая полученная сумма будет истрачена целенаправленно на помощь детям. И не только нашим маленьким соотечественникам, но и малышам в других странах бывшего Советского Союза, где есть отделения фонда: культурное поле не должно разрушаться, это важно и для мира в целом. – Сегодня в концерте принимали участие юные исполнители… – Да, они тоже проходят по благотворительному фонду. – Вы мечтали, чтобы Дом музыки стал концертным залом мирового уровня. Исполнилось? – 27 сентября открылся новый сезон, выступал французский контр-тенор по фамилии Жарусский. Он рассказывает, что есть предание, согласно которому далекий предок из России попал в плен и на вопрос, как его зовут, ответил: «Я – русский!..» Успех у потомка-музыканта, выступавшего в Доме музыки, был оглушительный, я лишь сожалею, что смог послушать самое начало концерта, поскольку вынужден был уехать, но в благодарность послал ему бутылку вина. Международный Дом музыки за десять лет существования уже стал намоленным – или «натворенным» – местом. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин очень помог улучшить акустику большого зала, с ней были проблемы. Также мы получили новый рояль «Стейнвей», который выбрал Гриша Соколов, все концерты проходят при переполненном зале – о чем еще можно мечтать? Там теперь такие фестивали устраиваются, такие программы, такие солисты и дирижеры приезжают – мирового уровня. – Вашу дирижерскую палочку часто называют волшебной. Как относитесь к такому сравнению? – Музыка волшебна сама по себе, а я лишь… сервирую. – Интересно наблюдать, как ваш оркестр живет на сцене – словно единый организм, наверное, даже дышат в унисон? – А иначе не может быть, мы работаем вместе много лет, уже понимаем друг друга без слов. Этот состав можно назвать «опус-2», из первых осталось только два человека – контрабасист Григорий Ковалевский, который также является и директором коллектива, и я. Некоторые из прежних музыкантов остались в Испании, где мы работали три года под патронажем принца Филиппа Астурийского – захотели спокойной жизни. А мы, молодые, рванули назад, чем весьма довольны. – За что вам большое спасибо. А на празднование тридцатипятилетия вы их позовете? – Если захотят принять участие в праздничных концертах, то конечно. – Сегодня и в классические программы проникают элементы шоу, как вы к этому относитесь? – Зависит от того, кто выступает. К примеру, с нами танцевали Лопаткина, Зеленский, Цискаридзе, Лиепа, с балетом Эйтмана делали совместную программу «Реквием» Моцарта, все смотрелось органично. – Вы в прекрасной физической форме, в чем секрет – спорт? Здоровый образ жизни? – В молодости духа. А многочасовое дирижирование сродни посещению тренажерного зала. – Мне вспоминается книга Сергея Довлатова «Соло на ундервуде», посвященная вам, где описывается, с какими трудностями было сопряжено первое выступление в Штатах, после чего знакомый предположил: «Может, хоть теперь дадут заслуженного артиста?» – а вы ответили: «Дали бы хоть заслуженного мастера спорта…» – Тогда, кстати, я был на пути к этому, поскольку всерьез занимался боксом. – А как вы отдыхаете? – Для отдыха, встреч с семьей у меня есть один месяц в году – август, когда не принимаю никаких предложений, что бы ни случилось. И даже множество престижных фестивалей в Америке, в том числе в Голливуде, в Чикаго, не прельщают: в это время приезжают дети, которые живут в разных странах. Мы все собираемся во Франции, а вот на Новый год – в Москве, потому что этот праздник немыслим без снега, мороза. – Вы привыкли к аншлагам, сколько лет они вас «преследуют»? – Тридцать четыре года. У «Виртуозов» даже был музей щепок, которые образовались, когда поклонники выламывали двери в концертные залы, сорок вторая – и последняя – была туда включена после выступления в Ташкенте в зале «Бахор», потом нам надоело их собирать. – Правда ли, что в Минске к вам на концерт ломились «металлисты»? – Да, они тоже ломали двери, и мне пришлось выйти ко входу в филармонию, взять с этих меломанов обещание, что будут вести себя хорошо, после чего растерянные администраторы их пропустили в зал. Но мест не было, и эти ребята сидели на сцене, рядом с музыкантами, и вели себя очень пристойно. – Ваше мнение по отношению к себе всегда совпадает с мнением критиков? – Не всегда, но ведь еще Станиславский сказал, что критики думают умно, но чувствуют скверно. А Александр Сергеевич Пушкин утверждал: «Я сам свой высший суд» – вот я себя критикую, так же строг, как профессор к нерадивому ученику, ругаю постоянно. – О чем мечтаете? – Чтобы были покой, мир, не было никаких катаклизмов вроде наводнений, войн – чтобы люди не страдали и чтобы дети росли здоровыми. Марина ПАНФИЛОВА Елена КУЗНЕЦОВА

Другие новости