Культура

23:27, 12 мая 2019

В Тульском драмтеатре состоялась премьера спектакля «Каренины»

«Каренины» – хроника одной семьи по мотивам романа Льва Толстого. Режиссер-постановщик – Евгений Маленчев, в главных ролях – Полина Шатохина, Андрей Харенко, заслуженный артист РФ Андрей Сидоренко.

Музыкальную и звуковую партитуру к спектаклю «Каренины» создал Федор Кондращев., который регулярно сотрудничает с независимой театральной компанией «Барабан».

Видеоматериалы созданы операторами Никитой Колядовым и Алексеем Романовым. Авторы спектакля показали свое прочтение произведения Льва Толстого, перенеся действие в наши дни.

В эксклюзивном интервью газете «Тульские известия» Евгений Маленчев отметил:

- В случае с «Анной Карениной» про нехватку художественного воплощения говорить не приходится: есть многочисленные фильмы, спектакли. До этого у меня уже были взаимоотношения с Толстым и его произведением: в Челябинске мы с командой ставили спектакль по пьесе Сигарева «Каренин» - версия романа со стороны мужа героини. Там любопытный текст, подробное исследование произведения, и тот редкий случай, когда не происходит его деструкция, наоборот – наращивает конструкция. То есть – такой неожиданный прикуп получился. А потом был запрос от Тульского драмтеатра по этой теме. И я подумал, что повторять тему не стоит, интересно уже прийти к самому Толстому, к его более объемной версии событий. К тому же, мы уже давно в теме: в прошлом году для фестиваля «Толстой Weekend» ставили спектакль по дневникам Льва Николаевича и Софьи Андреевны: именно там, где описывается вторая редакция «Войны и мира» и – «Анна Каренина». Так получилось, что мы именно там и остановились при постановке, и вот спустя год – продолжили. Мы старались сделать объемную картину. Хотя, роман – это история двух семей, параллельно развивающаяся в сюжет, соединенная еще одной историей – семьи Облонских, - поскольку брат Анны имеет к ней непосредственное отношение, - которые являются как бы связующим звеном между Карениными и Вронскими. Мы в своей версии убрали историю Левиных, хотя держим ее, помня, что она есть, но на сцене фактически зритель их не увидит. И у нас есть центр из трех персонажей, за каждым из которых стоит союзник, неравнодушный человек. Таким образом, формируется более объемный треугольник, а над ними наращиваются еще… И получаются те самые круги, которые расходятся, когда бросаешь камень в воду. И в каждом следующем круге – некая своя версия, своя оценка событий, которая не всегда совпадает с мнением автора. То есть, у каждого персонажа есть та самая оценка происходящего, но они полярны, они сталкиваются. Это к вашему вопросу о том, что «Анна Каренина» рассказывается уже в который раз. В самом по себе рассказе ничего плохого нет, но я хочу создать обстоятельства для нашего совместного переживания со зрителем.

1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Анатолий Филиппов
14 мая 2019
ВСЕ СМЕШАЛОСЬ В ДОМЕ МАЛЕНЧЕВА…  (о премьере спектакля «Каренины» в ТАДТ)  Какая по счету премьера в этом году? Четвертая? Или уже пятая?  Что делать! Театр должен давать зрителю новые спектакли. Новые не только по выбору пьес, но и разные в стилевом отношении.  Вспомним: вполне классическая постановка (Дм. Краснов) пьесы «Земля Эльзы», затем потрясший зрителей новизной режиссерских решений (Г. Тростянецкий) «Грех», затем трагикомедия (Р. Овчинников) «Кони привередливые», где даже название интригует: по рассказам Шукшина, но с заголовком из Высоцкого, спектакль нервный, что называется, на грани срыва, затем лирико-философская сказка «33 счастья» на Малой сцене — блестящий дебют драматурга Олега Богаева в роли режиссера… И вот, еще одна премьера: Е. Маленчев поставил спектакль по мотивам романа Л. Толстого «Анна Каренина».  Этот режиссер не был бы самим собой, если бы вдруг решился вывести на сцену исполнителей в костюмах и интерьере исторической эпохи! Нет, он выбрал вполне традиционный сегодня стиль эпатажа и осовременивания действия не за счет поиска актуальности конфликта (как в «Машеньке», например), а просто переместил героев Толстого в условное «наше время», в условную маленькую квартирку, дав им мобильные телефоны, телевизор и т. д.  Само по себе это не хорошо и не плохо: классика все стерпит, тем более что Андрей Сидоренко сумел передать нам мучения пожилого респектабельного и воспитанного мужчины, которому изменяет молодая жена, а Полина Шатохина в роли Анны выглядела органично и психологически достоверно. Хорош мальчик Сережа, их сын. Про остальных лучше промолчу… Им просто «не хватило роли», если можно так сказать. Но дуэт А. Сидоренко и П. Шатохиной, оттененный репликами Ярослава Лаврухина (маленького Сережи) держит в напряжении весь спектакль.  И все-таки такого чувства сопереживания происходящему на сцене, как в первых четырех премьерах этого года, у меня не возникло. Мешала та самая претензия экзотичность: необычная декорация (комната на фоне экрана, на который проецировались лица героев), странные зомбированные движения актеров, неожиданные световые эффекты, смешение классической и современной музыки (можно бы и потише сделать эти рок-ритмы! — не все их переносят). Мешала и ассиметричность декораций: тем, кто сидел слева в амфитеатре, следовало бы предоставить хорошую скидку на билеты, потому что с их мест половина действия просто мало видна!  Но при этом я уверен, что у значительной части тульских зрителей спектакль вызовет самый восторженный отклик. Как, например, восхищало их исполнение песни «Я люблю тебя, жизнь!» в «Доходном месте» — знаю людей, который считают это гениальной находкой. Что ж, таких «находок» и в этом спектакле хватает. Публика у нас разная и каждой нужно свое.  Но вот попытку превратить Толстого в Достоевского я удачной признать не могу. Это ведь герои Достоевского рефлексируют независимо от окружающих. У Толстого же конфликт всегда между представлением героя о жизни и обществом, исповедующим совсем иные ценности. И вот это смешение, мне кажется, не обогащает содержание. «Толстоевский» явно буксует… Зачем понадобилось так упрощать содержание сюжетной линии романа, по которой и поставлен спектакль, я так и не понял.  Но, повторяю, у этого спектакля свой зритель будет!  _____________________________________________Анатолий Филиппов