Общество

16:34, 10 февраля 2022

Музей клоунов в Тульском цирке: быть или не быть?

Музей клоунов в Тульском цирке: быть или не быть?
Фото из социальных сетей Валерия Акишина

Из цирка уехал, а клоунов оставил… Так можно коротко охарактеризовать ситуацию, сложившуюся вокруг тульского Музея клоунов и его создателя Валерия Акишина. Некоторое время назад в соцсетях и на информационных ресурсах появились сведения о том, что артиста попросили покинуть помещения цирка, в которых размещается его коллекция и где жил он сам. В ситуации разбирались «Тульские известия».

– Сразу скажу – я не обитал в цирке на постоянной основе. У меня есть своя квартира в Москве, – уточнил Акишин. – Когда приезжали артисты с новой программой, приезжал и я. Пока они работали, я тоже находился в Туле – следил за музеем. Заканчивалась программа – я отправлялся домой.

У тех, кто ни разу не приходил в Тульский цирк, может возникнуть вопрос: зачем следить за музеем на постоянной основе. Те, кто хоть раз там побывал, ответят без труда. Музей клоунов – бесплатный. До представления, после и в антракте туда устремляются посетители. Для самых маленьких из них соблазн посмотреть поближе, потрогать или поиграть велик. Тем более что не все экспонаты размещены в закрытых витринах.

– Естественно, волнуюсь за сохранность, – продолжает Акишин. – Этой коллекции я отдал полвека. В 1972 году, когда меня взяли в Ташкентский цирк, пошел в магазин и купил пластикового клоуна – в память об этом. И, что называется, пошло-поехало. Я покупал клоунов в Европе, покупал в Америке, в Японии, когда артисты сметали в магазинах технику, о которой в нашей стране в ту пору и не мечтали, я вместо этого сметал клоунов.

География клоунского собрания у Валерия Акишина значительная – почти весь мир.

– Цирком я заболел еще в детстве. В родной Мурманск как-то приехало шапито, куда мы отправились с мамой. Следующую ночь я не спал, потом месяц готовил представление для друзей – научился жонглировать, придумал первые клоунские репризы. До 9-го класса дотерпел школу, а в 15 лет ушел и устроился в цирк, – вспоминает он. – Шли годы, колесил по миру, учил детей, придумывал номера. Помню, как в Америке долго смотрел на афишу «Akishin Show» и думал, что о таком даже и мечтать не мог. Потом еще вручение самой престижной цирковой награды «Серебряный клоун» в Монте-Карло. В общем, много всего было…

Несмотря на свою ценность, «серебряному клоуну» оказалось непросто не затеряться в коллекции Акишина: особенно когда счет уже шел на тысячи.

– Видели бы мою квартиру той поры – все пространство заполнено клоунами. На шторах – клоуны, на кухне, даже дверные ручки – все в клоунах. Я смотрел на них, а они на меня. Тогда понял, что, если так продолжать и дальше, есть риск с ума сойти. И стал искать площадку под музей.

Площадка нашлась в Туле: в конце 2015 года здесь после реконструкции открывался цирк. В нем Акишину и предложили разместить уникальный музей.

– Я попросил, чтобы мне предоставили не только выставочные площади, но и место для хранения экспонатов, а их немало, и подсобное помещение, где я мог бы останавливаться, когда бываю в Туле. Мне пошли навстречу, – поясняет Акишин.

Со временем Музей клоунов был признан не только уникальным, но и самым крупным в Европе. А в Туле он стал одной из местных достопримечательностей, пользующихся одинаковым успехом у местных и у туристов.

– Но несколько дней назад ко мне в дверь постучали и попросили покинуть помещение, – переходит к неприятной теме Валерий Акишин. – На каком основании, я не очень понял. Но требования были достаточно настойчивыми: чтобы я покидал в пакет вещи и быстро съехал из принадлежащего цирку помещения. Его опечатали. А вот дальше мне сказать нечего. Не знаю, что произошло, почему, а главное – что будет дальше. Естественно, меня волнует и судьба экспонатов, которые остались в цирке, и судьба самого музея…

Тем временем региональное министерство культуры уверяет, что поводов для опасений нет.

– К нам обратился Валерий Акишин с просьбой найти в Туле помещение для показа своей экспозиции. Мы на связи с артистом, готовы подключиться и проработать возможные варианты решения вопроса, – отметила глава министерства Татьяна Рыбкина.

Росгосцирк сохранит частную коллекцию фигурок клоунов в Тульском цирке.

Примерно в это же время подоспело и пояснение происходящего от Росгосцирка:
«6 февраля Росгосцирк провел проверку в Тульском государственном цирке, в ходе которой было выявлено множество нарушений.
Так, в частности, на втором этаже здания было обнаружено захламленное коробками, вещами и музейными экспонатами помещение. Во время осмотра также был обнаружен вентилятор нагревания воздуха, который работал в непосредственной близости с легковоспламеняющимися изделиями из бумаги.
Помимо этого, в одном из помещений проживал бывший художественный руководитель и заместитель директора цирка Валерий Акишин. Он занял подвал, где хранил экспонаты из своей коллекции. Они находятся в здании Тульского цирка с 2016 года и занимают три помещения.
Предметы коллекции без права на экспонирование демонстрировались публике перед представлением, в антракте и после него. Также производилась продажа сувенирной продукции без права осуществления торговли.
«При размещении коллекции Тульским цирком были допущены грубейшие нарушения – как техники безопасности, так и финансово-хозяйственной деятельности. Росгосцирк держит ситуацию на контроле, уже принимаются меры по устранению выявленных нарушений», – сказал генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков.
По его словам, руководство компании намерено сохранить уникальную коллекцию Валерия Акишина в Тульском цирке и направило учредителям и собственнику коллекции соответствующее предложение».

Каким образом сохранить – пока неизвестно. И хозяину музейной коллекции, и посетителям музея остается только ждать…

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий