Посадить 18 человек в амбар, а потом расстрелять: расправа в Лихвинском лесничестве
- 20:21 22 июля 2020
В год 75-летия Победы над фашистской Германией пресс-служба УФСБ России по Тульской области и редакция газеты «Тульские известия» продолжают публиковать на сайте издания уникальные документы о злодеяниях гитлеровцев на территории региона. Они призваны напомнить соотечественникам, и в первую очередь молодежи, о том, какое зло несли захватчики и их пособники гражданам нашей страны. Мы делаем это еще и для того, чтобы еще раз указать: виновниками преступлений в годы войны были не только эсэсовцы, но и военнослужащие вермахта, о чем часто «забывают». Совместный проект «Без срока давности» нацелен на то, чтобы школьники, студенты и представители других слоев общества знали имена (правда, известны они не все) жертв фашизма, даты и места их гибели – знали и помнили. В этот раз мы расскажем о том, что происходило осенью 1941-го в Суворовском районе.
28 июля 1944 года пятеро советских женщин, проживавших на тот момент в Лихвинском лесничестве Козельского лесхоза (оно было расположено на территории Малятинского сельсовета Чекалинского района Тульской области; ныне деревня Малятино относится к Суворовскому району), – это Ефросинья Егоровна Салищева, Евгения Григорьевна Семенкова, Ольга Никифоровна Морозова, Екатерина Дмитриевна Комарова и Прасковья Дмитриевна Мосина – подтвердили факт злодеяния, совершенного гитлеровцами 25 октября 1941 года.
«Пришли к нам в лесничество немцы, вооруженные, примерно 40 человек, – говорится в документе. – В 9-10 часов утра забрали всех мужчин из квартир и подростков-ребят и заперли их в амбар». Взаперти они находились до 15 часов.
Итак, оккупанты в тот день держали в неволе следующих граждан.
1) Алексей (или Александр) Семенков, лесничий.
2) Василий Салищев, счетовод.
3) Сергей Комаров, счетовод.
4) Коробков, конюх.
5) Сын Коробкова.
6) Разнорабочий (фамилия неизвестна).
7) Морозов, рабочий.
8) Пучков, главный бухгалтер лесхоза.
Однако вскоре под замком оказались еще 10 посторонних граждан. Дело в том, что нацисты задерживали и препровождали в амбар всех, кто в тот день проходил мимо Лихвинского лесничества и попадался солдатам вермахта на глаза. Например, одним таким несчастным оказался колхозник из села Мыжбор Переславичского сельсовета Лихвинского района Сидоров. Он просто шел к своей сестре в деревню Селюково и, что называется, попал под горячую руку противника... Других девятерых человек те, кто составляли акт, не знали.
В 15 часов 25 октября 1941 года оккупанты вывели из амбара всех 18 человек. Их повели в сторону города Лихвина (ныне Чекалина). Но путь оказался коротким. Люди прошагали от лесничества всего-то примерно полтора километра. А потом их всех расстреляли на опушке леса. По мнению тех, кто подписал этот акт, расправа произошла потому, что немцы подозревали задержанных в причастности к партизанам. «26 октября мы обнаружили расстрелянных 18 человек примерно в 2-3 часа дня, большинство из убитых были расстреляны в голову, хорошая одежда и обувь с убитых была снята (в тексте «поснимата». – Прим. ред.). Среди немцев были два русских».
Узнают ли когда-нибудь исследователи имена тех неизвестных, кто был ликвидирован вместе с жителями Лихвинского лесничества?
Снимок с сайта waralbum.ru: примерно так выглядела облава и в Лихвинском лесничестве
