Культура

21:01, 12 июля 2012

Модернизация без культуры невозможна

Как известно, 23 мая этого года был подписан указ о назначении директора музея-усадьбы «Ясная Поляна» Владимира Толстого на должность советника Президента РФ по культуре. Во время международного фестиваля «Сад гениев», недавно прошедшего в нашем регионе, корреспонденту «ТИ» удалось взять у Владимира Ильича эксклюзивное интервью.

– Что вы намерены предпринять для сохранения культурного наследия страны?
– Как вы понимаете, это сложнейшая задача, которую невозможно решить с наскока, и ни у кого сегодня нет готовых рецептов, как изменить отношение власти, всего нашего общества к культуре. Так получилось, что в последнюю четверть века основные усилия направлялись на решение экономических и политических задач. Мы переживаем период строительства нового государства на постсоветском пространстве. К концу восьмидесятых – середине девяностых годов прошлого века страна оказалась в очень сложном положении – прежде всего, конечно, экономическом. Естественно, основные усилия руководителей государства были направлены на преодоление этой кризисной ситуации. И казалось, что культура может подождать, что это та сфера, которая, конечно, важна, но первым делом нужно накормить народ, починить крыши, дороги…
Мы все помним, что в то время были просто катастрофические условия существования музеев, библиотек, особенно провинциальных: помещения не отапливались, размораживались трубы, и существовала совершенно реальная угроза их закрытия. А еще – домов и дворцов культуры в сельской местности, многие из которых в конечном итоге прекратили свое существование. Все откладывалось на потом, но такие проблемы никогда и не могут быть решены до конца – всегда есть к чему стремиться в экономическом развитии. Мы не можем не признать, что кусок хлеба и крыша над головой у большинства людей сегодня есть – накормить и обустроить на самом простом уровне удалось. Но вот прошло уже более двух десятилетий, выросло целое поколение в подобной атмосфере, и мы осознаем, что в погоне за решением материальных вопросов очень многое упущено в области духовной, нравственной.
И это привело к тому, что резко упали нравы – по разным причинам, одна из них – коммерческий подход к телевидению, самому массовому «пропагандисту» идей. Да и не самые лучшие примеры, взятые из западных практик, привели к тому, что общий культурный уровень в стране резко упал. И на это падение влияло также, на мой взгляд, не совсем продуманное реформирование системы образования… Но все-таки важно, что высшим руководством страны и прежде всего – Президентом России осознается эта опасная черта, у которой оказались отечественная культура и нравственное состояние нашего общества в целом. Поэтому сейчас у нас задача – совместными усилиями всех неравнодушных людей, которые, слава богу, еще есть в России, выстроить системный подход, чтобы основы фундаментальной культуры проникли повсеместно в массы на всей территории страны. У нас есть большие художники, музыканты, писатели, режиссеры с мировыми именами, одаренные личности, которым есть что передать следующим поколениям. Необходимо усилить роль дополнительного образования, чтобы в малых городах, поселениях возобновились какие-то кружковые занятия, факультативная форма работы с детьми, чтобы в стены общеобразовательных школ вернулась эта гуманитарная составляющая. Все это «вымывалось» в последние годы таким, на мой взгляд, излишне технократичным подходом к обучению.
– Но нельзя же просто автоматически передавать знания, надо еще и воспитывать людей, готовых их принять…
– Это понятие тоже почти исчезло из жизни, все время говорится об образовании, а есть еще просвещение, воспитание – вещи, без которых общий уровень культуры поднять невозможно. Конечно, нужно поддерживать лучшие театры, картинные галереи, национальные библиотеки и тех творцов и мастеров, которые работают в этой сфере. Нужно восстановить системную передачу мастерства: от грандов, от мэтров – к молодым, чтобы были своеобразные школы, как, к примеру, уже существующие школы русского балета, музыкального исполнительского мастерства. Надо наверстывать упущенное и находить пути к решению проблем, которые не будут безумно затратными. Государство пока не имеет возможности в той мере, в какой это было бы желательно, финансировать эту сферу жизни. Но я уверен, что выход есть, и моя главная задача сегодня – встречи и консультации с большим числом людей с целью выработки некоей культурной политики, если хотите – доктрины России на ближайшее десятилетие.
– Вы как-то сказали, что отечественную культуру хорошо бы разделить на массовую и фундаментальную, и эту последнюю финансировать более серьезно, что принесет результаты…
– Это мое твердое убеждение. Ведь очень часто под словом «культура» мы подра­зумеваем буквально все, относим к ней и бесценные античные произведения, и поп-шоу. А для меня она подразделяется на созидательную и разрушительную – условно, конечно, и лишь в моем личном восприятии. Есть книги, фильмы, картины, которые очищают, делают меня лучше. А есть те, что приносят мучения. Причем если переживания в конечном счете ведут к очищению, то это прекрасно, но если подстегивают низменные инстинкты, темные стороны человеческой личности, то такое искусство для меня является разрушающим.
К примеру, необязательно должен быть помпезно-радостным текст книги, напротив, там может быть описана трагическая история, но если автору удалось, что называется, достучаться до душ читателей – это настоящая литература. И я делю культуру на развлекающую, массовую, популярную, которая тиражируется и пользуется большим спросом, но остается сиюминутной, и – вечную, настоящую. Причем первая способна сама себя прокормить и защитить, и потому к ней применимы рыночные законы: идет конкуренция, выживают более сильные, способные собрать стадионы, выпустить на потребу публике наибольшее количество дисков и так далее. Но все это направлено на развлечение масс, на легкое времяпрепровождение, без претензий на глубину и серьезность.
И есть культура, которая, как и наука, имеет фундаментальную основу, на ней строится наша жизнь, потому что ее наличие создает этические и эстетические нормы. Вот она должна поддерживаться государством – продуманно, в долгосрочной перспективе, поскольку не в состоянии выжить самостоятельно в рыночных условиях. И результаты вложений в этом направлении не будут быстрыми, точно так же, как в случае с наукой, которая может существовать только при условии, что государство вложит в нее средства. При этом нет уверенности, что тут же случатся какие-то невероятные изобретения, которые принесут стране экономическую прибыль. Но если науку не субсидировать вообще, то с уверенностью можно сказать, что технологического прорыва, инновационных процессов не стоит ждать. И если уж мы употребляем эти модные слова – «инновация», «модернизация», то давайте оговоримся, что без творческого подхода этих процессов не может быть, поскольку это вещи, которые требуют общей фундаментальной культуры общества и развития творческого начала в человеке. И государство, если оно смотрит в будущее, хочет быть сильным не только сегодня, но и через двадцать, пятьдесят, сто лет, должно поддерживать то, что ему гарантирует эту мощь, – науку, искусство.
– Правда ли, что некоторое время назад у вас была возможность стать министром культуры России?
– Такое предложение было, и довольно давно, в конце девяностых годов, причем сначала мне предлагалось стать заместителем министра культуры – с последующей возможностью карьерного роста. Но тогда я не мог согласиться, потому что был не вправе оставить Ясную Поляну: проработал здесь всего пять лет, и только начались какие-то преобразования. А во второй раз такая возможность появилась уже сейчас, и при моем новом назначении рассматривались два варианта: министерский портфель опять был предложен. Но президент решил иначе, должность его советника по культуре я воспринял и как вызов, и как большую степень доверия, серьезную ответственность.
– Вы – председатель Центрального совета ассоциации музейных работников РФ, президент Российского комитета Международного совета музеев, а еще были председателем Общественной палаты Тульской области и входили в состав российской палаты. Удастся ли вам в связи с новым назначением вести прежнюю работу?
– По должности я уже не имею права входить в общественные палаты, я вышел из их состава. Но президентом комитета останусь – до следующих выборов, которые состоятся в декабре этого года. Если же мои коллеги по музейному сообществу сочтут возможным и необходимым оставить меня еще на один срок, то, вероятно, соглашусь.
Марина ПАНФИЛОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий