Культура

21:18, 08 августа 2012

Все мы немножко… художники

«Не хлебом единым». В последнее время мы так часто повторяем эту фразу, что у меня уже возникает ощущение, будто мы сами себя уговариваем. Вот если выйти на улицу и спросить хотя бы у десяти человек, что входит в понятие «самореализация», в восьми случаях обязательно услышишь про квартиру и карьеру. Нет, это на самом деле не плохо, просто… как-то скучновато.

К чему меня, собственно, вообще потянуло на всю эту лирику? Просто в Выставочном зале на Красноармейском проспекте уже в третий раз открылась ежегодная выставка «Мы видим мир так». Нет, это не какой-то суперсовременный, трендовый и глубоко философский арт-проект, это просто фотографии. Любительские. Сделанные во время путешествий и просто на досуге сотрудниками, друзьями и партнерами коммерческого банка «Первый Экспресс».
Я – вот честно! – всегда получаю от этих экспозиций массу положительных эмоций. Причем речь даже не столько об эстетическом удовольствии от созерцания красивых видов и нестандартных кадров, а о каком-то подспудном удовлетворении человека, которому в восьмом классе на первом уроке мировой художественной культуры прочли коротенький рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка», потрясший практически до слез.
«Говорят, она – улыбается, – сказал мальчик...» Строка неожиданно всплыла в памяти, когда я рассматривала простенькие, в общем-то, снимки девушек. Растрепанный венок из полевых цветов, тонкое тело, раскинувшееся в густой луговой траве, переброшенная через плечо свободно заплетенная русская коса… И они тоже улыбаются. Вполне возможно, ужасно некоррект­но сравнивать гениального да Винчи и обыкновенные фото молоденьких девчонок, каких тысячи на улицах. Но они – тоже красивы, по-настоящему, без растиражированного «ноги-талия-грудь». Я, быть может, – да даже наверняка – через пару недель забуду, как они выглядят, но ощущение красоты останется, отложится как маленькое подтверждение справедливости того самого, заезженного «не хлебом единым»…
Вообще признаюсь – я завидую. Например, глядя на работы председателя правления коммерческого банка «Первый Экспресс» Константина Томенчука, искренне завидую способности вот так непринужденно и естественно рвать шаблоны. Руководитель успешной финансово-кредитной организации должен быть солидным, серьезным, в брендовых очках в золотой оправе… и с айпадом! А вместо этого – широкая улыбка, смеющиеся глаза и приглашение полетать на воздушном шаре.
– На высоту, смотрю, потянуло? – интересуюсь, кивая на большую серию городских фотографий, сделанных с высоких точек. – Сменили творческие приоритеты?
– Нет, просто так сложилось, – отвечает Константин Аркадьевич. – Там, где я был в последнее время, самым любопытным показалось именно это. Ну и повторяться не хочется. Есть работы, которые мне нравятся, но, если они переплетались с тем, что уже было, я их сознательно не выставлял. Допустим, есть несколько фотографий соборов при различном освещении в разных городах. Визуально они отличаются, но по сути – схожи. А хотелось показать больше идей, самому двигаться…
Что ж, чего-чего, а дефицита идей на экспозиции точно не было – портреты, постановочные снимки, пейзажные фото, даже элементы репортажной съемки. Просто приятные глазу и с каким-то даже философским подтекстом. Воздушные шары и распускающиеся почки, исчезающие на белом песке следы и пестрые флажки, оставшиеся висеть после какого-то фестиваля, милый нахохлившийся воробей и трогательно хрупкая малышка, осторожно переходящая огромный подвесной мост (страшновато даже как-то за ребенка).
Кто-то, быть может, назовет это дилетантством и скажет, что все очень просто и так может сделать каждый. Наверное… Вот только почему-то не делает, и такая выставка в Туле проводится всего одной организацией. Почему-то мы крайне редко вспоминаем о том, что все мы немножко художники… Между прочим, гении мирового искусства утверждали, что стремление к красоте заложено в каждом человеке природой. Да, не каждому дано реализовать его так, чтобы потрясти общество. Но мне кажется, что искреннее желание разделить с другими радость от того, что ты заметил, как изящен и совершенен банальный осенний лист, тоже очень важно. В чем-то, возможно, важнее карьеры… Кстати, присутствовавший на открытии заслуженный художник России Александр Майоров, рассматривая фотографии, задержался около тех самых запомнившихся мне улыбающихся девушек и… коротко улыбнулся им в ответ.
На выставке по традиции предлагали выбрать путем зрительского голосования лучшие фотографии по трем номинациям: «Запоминающиеся лица», «Живая природа» и «Очарование городов». Однако ваша покорная слуга коварно унесла бюллетень домой в кармане – не смогла выбрать. Для меня каждый участник экспозиции – уже победитель. В номинации «Все мы немножко… художники».
Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА
и сотрудников банка

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему