Культура

09:00, 27 мая 2016

Анна, прекрасная и отвратительная

«Анну Каренину» Толстого экранизировали около трех десятков раз. Выходит, это одна из самых благодатных для съемки историй, а роль Анны – триумф карьеры многих актрис. В британской версии ее сыграла Кира Найтли, а Карен Шахназаров на главную женскую роль в своем фильме утвердил Елизавету Боярскую. Съемки проходили в том числе в Богородицком районе – во дворце Бобринских. В прокат лента выйдет зимой 2017 года, чуть позже ее разобьют на восемь серий и покажут в телеэфире.

 Марина ПАНФИЛОВА
 Сергей ШМУНЬ

В тот день, когда был назначен пресс-подход для федеральных и региональных СМИ, снималась сложная сцена объяснения между Анной и Долли, роль которой исполнила Виктория Исакова. Уже был отснят приезд гостьи в имение Вронского – в ландо, под кружевным зонтиком.
Прежде чем киношники попали в Богородицкий район, было отсмотрено немало усадеб в Московской области. Но либо они были в полном запустении, либо отреставрированы на гламурный лад – с евроокнами и прочими элементами «декора» XXI века.
Посетили и Ясную Поляну, и дом Толстого в Москве, но решили, что для съемок не подойдут – «очень уж скромно жил Лев Николаевич». Музей-дворец Бобринских мало того что этих недостатков лишен, он в действительности был прототипом имения Вронского в романе «Анна Каренина». Правда, здесь снимали только натуру, экстерьер – задействовать интерьер запретили, ведь в кадре использовались зажженные свечи, так рисковать среди подлинников – недопустимо. Поэтому на «Мосфильме» был отстроен павильон, который благодаря фантазии художника Сергея Февралева легко трансформируется, и театр превращается в бальную залу: там можно «танцовать» при свечном освещении сколько угодно.
Во дворце Бобринских, фасад которого украсили искусственной зеленью, снимали на балконе, над которым натянули полосатый тент.
Когда Карен Шахназаров объявил перерыв и спустился вниз, первый вопрос, который был ему задан: «Вдохновляют ли вас толстовские места?»
– Да, здесь очень красиво. И хорошо, что все восстановили: ведь после войны здание было в руинах. Я знаю, что Толстой был дружен с Бобринским, но не это сыграло решающую роль в выборе натуры. Это имение нам подошло…
– А в музее Вересаева в Туле вы не были?
– Нет, хотя это замечательный русский писатель и у нас в сценарии присутствует его документальная повесть «На японской войне», в которой Викентий Викентьевич участвовал как врач. В нашем фильме Вронский – не могу сказать, что заглавный герой, но все показано через него – не хочу вдаваться в подробности…
– Экранизаций «Анны Карениной» было много, что для вас стало побудительным мотивом?
– Изначально это была идея ГТРК и Антона Андреевича Златопольского, он и предложил мне взяться за работу. Мы нашли новый ход для экранизации, который позволяет достоверно сохранить написанное Толстым в том, что касается взаимоотношений треугольника Каренин – Анна – Вронский. Собственно, меня именно это всегда больше всего и интересовало в романе, и сейчас я получаю огромное удовольствие от работы, поскольку все звучит удивительно современно. Я много раз говорил, что взаимоотношения мужчины и женщины являются основой нашей жизни и никто не смог описать их лучше Льва Николаевича. И я уверен, что уже не опишет, поскольку в искусстве, в отличие от технологий, нет прогресса. Это очевидно: к примеру, опера XIX века – это вершина творения, лучше здесь уже ничего достигнуто не будет…
– А как вы относитесь к Анне?
– У Толстого в дневниках есть фраза: «Человек – существо текучее, он и добрый, и злой, и жадный, и смелый…» И я думаю, все, что он написал в своих произведениях, нужно понимать, исходя из этого утверждения. Нет однозначно плохих или хороших, люди – сложнее всех определений. И Анна, как Вронский и другие персонажи, имеет непростой характер, в этом и заключается разница между великими писателями и… всеми прочими.
Анна и прекрасна, и отвратительна, и порочна, и целомудренна, в ней есть все, в этом ее привлекательность для десятков миллионов читателей и зрителей. Помню, я был в Америке, и там вышел этот роман тиражом в 800 тысяч экземпляров в новом переводе, его раскупили в считаные недели.
– У режиссера Сергея Соловьева в фильме сделан акцент на морфий, который употребляет Анна…
– В романе это присутствует, но мы не заостряем внимание на такой подробности.
– У вас интересный актерский состав.
– Было много проб, и семейная пара Боярская – Матвеев оказалась лучшей, мы ничего специально не планировали. Я прежде всего хотел, чтобы исполнители и герои были близки по возрасту. Все-таки Анна и Вронский – молодые люди, ему всего 23 года, а ей – 26, и отсюда – поступки, взаимоотношения. Хотя сложилась традиция, что, к примеру, Каренин должен быть чуть ли не старцем. А он на двадцать лет старше Анны, значит, ему всего-то 46! Это молодой еще мужчина, полный сил, энергии, страсти, он именно таким и описан у Толстого. Да и женщина за сорок вряд ли сможет отважиться на поступки, которые совершила Анна, в том числе – в финале. Так уж жизнь устроена.
– Сериалы сегодня заво­евывают все большую популярность…
– Я не готов назвать то, что мы делаем, сериалом, мы его снимаем как фильм, стараемся сохранять качество. Но я все же думаю, что за многосерийными лентами – будущее. Кино постепенно превращается в компьютерное зрелище для подростков. И не случайно во всем мире над многосерийниками стали работать крупнейшие режиссеры. Раньше звезды не участвовали в них, считая чуть ли не вторым сортом: после сериалов их могли уже не пригласить в полнометражное кино. А сейчас ситуация изменилась, поскольку телезрители – гигантская аудитория, кино до таких показателей уже не поднимется. В советское время порог окупаемости был 17 миллионов, а сегодня, если фильм соберет миллион зрителей, – уже рекорд.
И телефильм дает режиссеру больший простор для работы: не нужно ужимать, резать. Другое дело, что это более трудоемко: для «Анны Карениной» мы сняли уже пять с лишним часов – фактически три фильма.
– Полнометражный фильм и сериал у вас будут отличаться?
– Да, конечно. Кстати, придется пожертвовать для полного метра сценами в имении, над которыми мы сегодня работали, но зато их увидят многомиллионные телезрители.
– Недавно была показана новая экранизация «Тихого Дона». Как вы считаете, есть ли необходимость заново снимать такие классические произведения?
– Вопрос скорее к заказчику… Но я думаю, что это хорошая идея: пусть зрители лучше смотрят «Анну Каренину» и «Тихий Дон», чем «Дом-2», к примеру. Или уж в добавление к любимым шоу посмотрят нечто серьезное.
– 2016-й объявлен Годом кино. Что делается на «Мосфильме», расскажите, как его генеральный директор…
– По всем показателям можно утверждать, что наступил Год советского кино: поступают десятки заявок отовсюду, из разных городов – просят дать разрешение на показ, причем некоммерческий. Конечно, это замечательно, и я считаю себя советским режиссером – значительную часть своей биографии работал именно в то время. Думаю, что для российского кино сегодня стоило бы использовать этот год, чтобы определить круг проблем, которых у нас немало, и попытаться их решить.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий