Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 29 Ноября 2020

Блоха? Ха-ха!

Блоха? Ха-ха!
20 Фев 2015 09:00 / Культура
 Марина ПАНФИЛОВА

Известие о том, что издатель Игорь Золотов предложил разместить в Тульском кремле памятник знаменитому Левше и подкованному им насекомому, взбудоражило чуть ли не все население областного центра. Которую неделю подряд народ обсуждает идею – эмоционально, шумно, у каждого есть свое мнение на этот счет.

Сам автор проекта уверен: в городе оружейников должна быть увековечена память героя произведения Николая Лескова.
– Такой взгляд на историю мне кажется уместным и допустимым, – объяснил Игорь Золотов. – Хотелось бы подчеркнуть, что это все-таки памятник легендарному оружейнику, его подвигу. Но не будем забывать и название: «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», так что от насекомого уже никуда не денешься. При создании мне хотелось найти неординарное, авангардистское решение. А «гвоздем» композиции является тот самый гвоздь, которым наш земляк подковал заморскую тварь: в малом подчас кроется самое главное. Ведь и смерть Кощея таится на кончике иглы, которую ломает сказочный богатырь. А тут – наш земляк буквально «одной левой» пригвоздил никчемную блоху.
Почему я сделал эту «нимфузорию» таких гигантских размеров? Вспомним, у Лескова сказано: «Там, где Левша, читайте «русский народ». А у русского народа «блох» множество, и они вырастают до таких размеров!..
Почему я предложил установить в кремле? Прежде всего хочется сделать центр города привлекательным для туристов, для этого надо создавать «изюминки», которых нет ни у кого. И если расположить эту скульп­турную группу у торговых рядов, будет подчеркнут сказочный сюжет. А у сказки – свои законы, там есть место превращениям, что дает нам право превратить блоху в монстра, которого наш Левша одолел.
Вспомним: когда-то Эйфелеву башню называли каракатицей, Ги де Мопассан был одним из сторонников ее сноса в числе прочих именитых жителей Парижа. То есть некий абсурд, оригинальность взглядов всегда пугают.
Конечно, когда увековечивают память реальных исторических личностей, тут должен быть один подход и непременное внешнее сходство. Иное дело – герои сказочные, та же Русалочка или наш Левша. Важно, что говорили о них сами авторы. Я – человек конструктивный и, надеюсь, позитивный, и мое видение – искреннее, без насмешки.
Кроме Левши с блохой я предложил еще расположить в кремле с левой стороны колокольни геральдическую колонну с гербом Тулы на капители. А в ее базисе пусть будет четырехгранник с мемориальными чугунными барельефами, отображающими исторические события нашего края. На одной стороне, например, Куликовская битва, на другой – оборона Тулы в Великую Отечественную. А еще две грани: Петр Первый на берегу Упы, утверждающий создание Тульского оружейного завода, и Екатерина вторая, подписывающая Указ об утверждении герба Тульской губернии. И чтобы этот герб красовался на уровне куполов Свято-Успенского собора.
Заслуженный артист РФ, победитель Всероссийского конкурса Ф. И. Шаляпина Геннадий Шеверев:
– Когда я пою «Блоху» Мусоргского – произведение, некогда любимое Федором Ивановичем, то, как и он, представляю себе сюжет: приход во власть ничтожных людишек, про которых возможно сказать: «Блоха? Ха-ха!..» Что же касается «Сказа» Лескова, то это – история легендарная. И все, что способствует популяризации Тулы, ее талантливых мастеровых людей, мною приветствуется. Вот только насчет места расположения такого памятника стоит лучше подумать…
Заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Майоров:
– Наверное, памятник Левше, или – Левше с блохой, или просто – блохе в Туле все-таки нужен. Где ему располагаться, решат жители города. Если решат… Мое единственное пожелание: чтобы ни название проекта, ни его идея ни в коем случае не «забивали» бы качество исполнения. Не надо забывать: монумент ставится не на один день, а, по-хорошему, на столетия. И очень хочется, чтобы данная скульптура была высокопрофессиональной. А для этого она должна быть выполнена очень хорошим мастером.
Директор Государственного музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко:
– Оценивать работу скульптора не возьмусь – я не искусствовед. Но, как житель Тулы и директор музея – а речь идет о музейном объекте, – считаю, что надо быть очень аккуратным в выборе современных изобразительных форм, когда находишься в историческом месте. Кремль – особая зона, к которой нужен грамотный подход… Осенью прошлого года на Куликовом поле открылся памятник «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского». И мы советовались с экспертами, прежде чем расположить его на Первом поле русской ратной славы. Было предложение поместить данную скульптуру в непосредственной близости от храма и колонны. Но получен утвержденный нормативный документ, где отмечено, что «территория мемориала не может обременяться никакими современными произведениями искусства, даже монументальными». Хотя памятник, о котором идет речь, выполнен в классической форме, в отличие от предлагаемой «Блохи», а значит, тут ситуация еще сложней.
Тульский кремль – памятник оборонного зодчества, рассказывающий о героическом прошлом древнего города. И я призвал бы всех не забывать, что наша старая крепость – исторический объект. И разрушить его можно, не только сломав стены, но и наполнив сомнительным содержанием, так что надо действовать аккуратно.
Понятно желание автора осуществить свой проект в месте, которое наиболее посещаемо людьми, где памятник стопроцентно будет замечен. Но мы знаем массу знаковых зон в Туле, которые пока никак и ничем не обозначены. И, может быть, надо найти для шутливой скульптуры другую площадку. Ведь никто же не протестует, что на улице Октябрьской красуется динозавр. Вот пусть и «Блоха» пропишется там, где будет органично смотреться, – это сразу решит все споры.

Читайте также

Четыре циферблата Крапивны
25 Ноя 2020 08:14 / Культура
Те, кто бывают в Крапивне, не без удивления и радости отмечают: а старинное село-то преображается буквально на глазах! Куда ни глянь – строительные леса, штабеля всевозможных стройматериалов, снующие туда-сюда рабочие… Что нового откроется в бывшем уездном городе в ближайшей перспективе, а что уже принимает гостей? Читать »
Фото, кино и мир глазами Засецкого
09 Ноя 2020 09:21 / Культура
«Тут у нас представлены и хорошо всем знакомые фотоаппараты, которыми мы пользовались в юности: «ФЭД», «Зенит», «Смена», «Зоркий», «Любитель». А есть и редкие экземпляры фототехники, каких, возможно, вы и не сыщете в других музеях области, – поделилась с нашей репортерской группой Наталья Кипарина, экскурсовод Кимовского историко-краеведческого музея им. В.А. Юдина. – Например, вот этот, «Контесса-Неттел», был произведен во Франции в 1926 году. А этот, «Робра», изготовлен ровно столетие назад в Германии. Рядышком его земляк, но чуть помоложе – «Балда-Дрезден», выпущенный в 1927-м. Кстати, предлагаем поразмыслить, как правильно произносится: «БалдА» или все-таки поделикатнее «БАлда»? Музей носит имя его основателя: Владимира Юдина, историка, поэта, художника и – замечательного фотографа, умевшего делать обычными фотоаппаратами совершенно уникальные снимки, в том числе панорамные. Первые фотоаппараты люди несли Владимиру Алексеевичу в его коллекцию, и вот теперь она широко представлена в экспозиции». Читать »
Горячий прием для «прохладного джаза»
14 Окт 2020 14:36 / Культура

В Концертном зале Тульской филармонии в рамках юбилейного, Х Международного музыкального фестиваля духового искусства «BRASS DAYS» при поддержке компании Cargill состоялся концерт, посвященный столетию со дня рождения знаменитого американского композитора, аранжировщика и пианиста Дэйва Брубека.

Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 



da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter