Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 01 Апреля 2020

Бумажное оружие

Бумажное оружие
29 Мар 2013 09:36 / Культура
В эти дни в областном центре работает выставка «Выстоять и победить!», в экспозиции которой представлены плакаты, фотографии, рисунки, письма, телеграммы, газеты и листовки периода Великой Отечественной войны. Эти реликвии были собраны как тульскими исследователями, так и сотрудниками Государственного центрального музея современной истории России, расположенного в Москве. Страшные вещи – «мешки» и «клещи» Большую часть выставки, открывшейся в новом здании Музея оружия, занимают советские плакаты: как всем известные – например, шедевр Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет», так и совершенно незнакомые современной публике. По оценкам специалистов, с 1941 по 1945 годы нашими художниками были созданы тысячи плакатов. Они печатались миллионными тиражами. Центрами массового издания стали Московское и Ленинградское отделения госиздательства «Искусство», редакции газет в крупных городах Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, а также издательства политорганов Красной армии и Военно-морского флота. Все прекрасно понимали: иллюстрации, высмеивающие гитлеровцев, призывающие советских солдат мужественно сражаться на фронте, а тех, кто остался в тылу, отдавать все силы для работы на оборонных предприятиях, – тоже мощное оружие. Подчас опаснее огнестрельного. Надписи на них вонзаются в сознание и крепко там сидят: «Приказ Сталина – приказ Родины», «На земле и над землей мы зажмем врага петлей», «Только вперед – до полного разгрома врага»… Многие бумажные свидетельства эпохи сопровождаются едкими стихами: «фюрер злобен, фюрер лют – бьют его и там, и тут», «для немцев страшные вещи: «мешки» и «клещи», «с Новым годом, немец-гад, будешь помнить мой приклад»… 1943 год: битва за арбузы Особый интерес на выставке представляют сохранившиеся заводские газеты, выходившие на Тульской земле. Музейщики извлекли из фондов на всеобщее обозрение многотиражку «Ударник» семидесятилетней давности. Что любопытного сегодня можно узнать с ее страниц? Вот в августовском номере сообщается о том, что рабочие одного из предприятий вырастили хороший урожай. В подсобном хозяйстве созрели не только помидоры и огурцы, но даже арбузы! Удивительно, как во время войны заводчане умудрялись находить силы и время, чтобы «колдовать» над этой экзотической для наших мест культурой. Далее в корреспонденции рассказывается о том, что возникли проблемы с транспортировкой овощей. Вместо 20–25 тонн ежедневно вывозилось всего 6–8. Автор публикации жалуется на неорганизованность при погрузке и плохую обеспеченность машинами, а также просит отремонтировать старое овощехранилище и соорудить новое. Кроме того, в газете говорится о необходимости заготовить чаны для квашения. Пока за сотни километров от областного центра гремели бои с гитлеровцами, под Тулой разворачивалась своя, не менее ответственная битва – за урожай… Не общепит, а головная боль А вот другая критическая публикация – по сути, также на тему продовольственной безопасности отдельно взятого завода. В номере за 22 августа 1943-го напечатан материал о безответственности заведующего столовой № 8 Куприкова и его нерадивых подчиненных. Что же творилось на предприятии общественного питания? «Кругом царит неповоротливость. В столовой всегда большая очередь. Чтобы рабочему пообедать, нужно пройти четыре очереди: за ложкой, в кассу, за хлебом и за обедом. Нужно учесть еще то, что в столовой большая духота и рабочий выходит весь вспотевший. Вентиляция не работает». Из заметки следует, что заводчанам на перерыв отводилось 45 минут, однако реально обед растягивался на неопределенное время. Автор заметки требует от общепитовцев, чтобы те «пошевелили мозгами» и грамотно организовали работу. В музее вспомнили и другую историю, происходившую в 1942-м на Сталиногорском анилинокрасочном заводе. В столовой, которой заведовал Метелин, имелось всего 10 ложек и 1 нож, а сковородки, кастрюли, спецодежда для поваров, санитарный журнал и весы вовсе отсутствовали. Привет от генерала Власова в калужских лесах Также на выставке представлены фронтовые рисунки, на которых чаще всего изображались отличившиеся военно­служащие и подбитая или брошенная вражеская техника. А вот художник запечатлел наших коллег-журналистов за работой на Донском фронте в редакции красноармейской газеты «В атаку», печатавшейся в 1943 году. Рядом в витрине – всем знакомый по фильмам и рассказам ветеранов конверт-треугольничек. Это письмо, отправленное из чувашского города Канаш в Тулу. Во время Великой Отечественной все послания проверялись военной цензурой – строчки, в которых говорилось о людских потерях, дефиците продуктов, плохих бытовых условиях, вымарывались… Тут же разложены листовки. В годы войны они издавались ЦК ВКП(б), обкомами и горкомами партии, политотделами дивизий и другими структурами… По некоторым сведениям, только в 1942 году было распространено на фронтах в общей сложности 500 миллионов листовок. Каких только видов не существовало: и памятки по борьбе с танками, и наставления для партизан по организации диверсий, и рассказы о трудовых подвигах колхозников… Впрочем, нацистские идеологи тоже не дремали – и активно разбрасывали над расположением частей Красной армии свою агитацию. Не так давно следопыты Тульского центра «Искатель» в ходе экспедиции на территории соседней Калужской области обнаружили один такой «военный привет». Это был германский агитснаряд, внутри которого лежали скрученные в трубку разноцветные призывы на русском языке сдаваться в плен. И тут же – снимки с изображением генерал-лейтенанта Андрея Власова, перешедшего на сторону немцев. Теперь эти листовки, так и не дошедшие до читателей в далеком 43-м, хранятся во многих тульских музеях. 
Сергей АЛЕКСАНДРОВ
Все фотографии здесь

Читайте также

Михаил Башаков: Плыву по течению музыки
16 Фев 2020 12:31 / Культура

На празднике «Большой Тур «Куликово поле» с концертом выступил известный петербуржский рок-музыкант Михаил Башаков. Из разговора с ним после выступления мы узнали:

– что его вдохновляет;

– о чем он постоянно спрашивает себя;

– что считает для себя главным в творчестве.

Читать »
Ностальгия по искренности
10 Дек 2019 15:46 / Культура
«Воспоминание о белом снеге» – так назывался недавний поэтический вечер Екатерины Картавцевой (Гарбузовой). Читатели «Тульских известий» прекрасно знакомы с ее материалами, посвященными медицине. Но Екатерина Сергеевна хорошо известна и как тонкий поэт.
Читать »
На языке символов
06 Дек 2019 16:09 / Культура
В Выставочном зале на Красноармейском проспекте открылась экспозиция работ победителей IV Всероссийского конкурса плаката «Моя страна». Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png








Предпочтительный формат


Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter