Культура

09:00, 03 июля 2015

«Дикая мята».  Добро пожаловать

 Юлия ГРЕЧЕНКОВА
 Наталья ГЛАДКИХ

Появившись 8 лет назад как однодневный фестиваль в Тропаревском парке Москвы, «Дикая мята» очень быстро выросла в крупнейший в России оупен-эйр, где играют музыку народов мира, рок и джаз. А в этом году она впервые прошла в Тульской области, недалеко от села Бунырево.

«ДК им. Дынина» и царица полей
Всю территорию фестиваля для удобства гостей окосили, и, по крайней мере, в первый день тут очень характерно, тепло и остро пахло травой, в том числе мятой.
Продюсер фестиваля Андрей Клюкин признался, что последние сомнения, касавшиеся переезда, он оставил в тот момент, когда узнал, что именно в этой местности снимался культовый советский фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Во времена, когда создавалась кинолента, все самые важные культурные события происходили если не в Домах культуры, то в актовых залах. Так, одна из двух сцен на оупен-эйре носила название «ДК им. Дынина» (того самого киношного директора лагеря) и была снабжена стилизованными колоннами и портиками. На заднике – раздувая щеки, трубили в свои горны нарисованные пионеры. Актовым залом назвали одну из небольших фестивальных площадок. И даже тот факт, что на оупен-эйре продают вареные початки кукурузы, кажется очень символичным, и так и подмывает спросить: «Почем нынче царица полей?»
Клюкин признался: устроить фестиваль в поле, строить с нуля, проводить электричество, приво­зить питьевую воду было сложно, но интересно.
Что касается музыкальной концепции события, то она осталась прежней: на «Дикой мяте» допустимо то, что подходит под категорию world music.
– Это направление, с которого все начинается и которым все заканчивается, – считает Клюкин. – Все музыканты, которых я люблю, приходят к этому – Роберт Плант из Led Zeppelin, Питер Гэбриэл, Марк Нопфлер, Джек Уайт, Джеймс Хетфилд, даже гитарист Оззи Осборна Закк Уайлд дает концерты в данном жанре.
За три дня на фестивале успели выступить Борис Гребенщиков и «Аквариум», флагман российского фолк-рока группа «Мельница», белорусы «Серебряная свадьба» и The Toobes, молдаване Zdob si Zdub, петербуржцы Markscheider Kunst, свой первый за долгое время российский концерт дала группа «Дети Picasso», а Tequilajazzz по случаю фестиваля вновь воссоединилась. Маша Макарова глубоким, несколько грубым вокалом не просто забралась в душу, а, кажется, перетряхнула внутренние органы.
Группа из Питера «Отава Ё», с ее неизменным имиджем тихих деревенских пропойцев, пошутила со сцены: «В прошлом году выступали в Калуге, сейчас под Тулой, глядишь, и до Северной столицы доберемся».

Нелетная погода
…Официант кладет на прилавок коробочку с гамбургером.
– Заказ для черно-синей куртки.
– Не для красного дождевика?
– Нет, тут сказано: это для черно-синей куртки. На подходе кофе для зеленого дождевика.
Такие позывные раздают народу в фестивальных кафе под открытым небом. Но от путаницы они не спасают: из-за то и дело принимающегося дождя вся публика или в куртках, или в дождевиках. Погода совсем нелетная, и даже московский клуб «Авиатор», который привез на оупен-эйр тренажер полетов, сворачивается и уезжает: у них залило всю электронику.
Гроза разразилась в пятницу ночью, сразу после концерта Нино Катамадзе и группы Insight. Сцену «Белый кролик», напоминавшую одновременно ракушку и фургончик бродячих артистов, украсили зеркальными дискошарами. После того как закончилось выступление грузинской звезды, их убрали.
Всполохами молний небо резало пополам, как еще несколько минут назад это делали прожектора со сцены. Становилось светло, как бывает ранним утром. Все это сопровождал гром – раскатистый и оглушительный. Кто-то, взглянув на такое, сразу же уехал, но большинство все же осталось, невзирая на погодные катаклизмы. Хотя Клюкин свое детище позиционирует как фестиваль цивильный, его аудитория оказалась «не сахарной».

Скрытый хедлайнер
Поздний вечер субботы. Дождь очень теплый, и под ногами он собирается в теплые лужи, так что вся эта сырость почти не противная. Капли воды – это видно в свете прожекторов – будто чертят в воздухе длинные линии. Так обычно рисуют дождь дети. Несколько сотен человек остаются у сцены. Люди с виду вроде адекватные, и, наверное, в такую погоду они ни за что бы не вышли из дома, например за хлебом, а тут пляшут как заколдованные, увязают сапогами или босыми ногами в грязи, и им хоть бы что.
На сцену поднимается грузинская группа с ломающим язык названием Mgzavrebi. Поют в основном на своем родном наречии, при этом сумев сделать так, чтобы и этнический колорит сохранить, и сделать звучание современным.
Четвертью часа раньше на пресс-конференции Клюкин признался, что на прошлогоднем фестивале эти музыканты были скрытыми хедлайнерами, хотя он и ставил команду на эту позицию с опаской. Коллектив был для него тогда своего рода таинственным «черным ящиком»: в записи ребята звучали классно, но вживую Клюкин их никогда не видел.
– То, что произошло, когда они вышли на сцену, было уникально, – говорит продюсер. – Зритель их очень полюбил. С солистом Гиги Дедаламазишвили за прошедший год мы стали друзьями, несколько концертов вместе организовали, и я переживаю, как сложится его выступление сейчас. Технически мы готовы абсолютно, но идет дождь, и невозможно предугадать, насколько стойкой, «непромокаемой» окажется публика…
Когда Гиги поднимается на сцену, он признается, что волновался, думая о том, что будет петь.
– Хорошо, что мы выпустили новый альбом In Vino Veritas, теперь вопрос снят, – шутит он. – Примерно треть того, что мы исполним, уже знакомо вам, остальное – новое.
После очередной песни Гиги говорит, что хотел бы прыгнуть в толпу, но недавно потянул ногу, и поэтому спустится аккуратно.
– О, да у вас тут грязь, – удивляется он.
Толпа ликует, хлопает в ладоши. Когда музыкант идет между зрителями, те тянут к нему руки. На большом экране видно то, чего не увидишь, стоя в толпе перед сценой: его гладят по голове. Люди с галерки бегут вперед, туда, где сейчас находится Гиги. История повторяется: его снова очень тепло встречают на дикорастущем фестивале…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий