Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 15 Июля 2020

Дмитрий Черба и его «Оскар»

Дмитрий Черба и его «Оскар»
18 Апр 2016 18:11 / Культура
 Нелли ЧУКАНОВА
Фоторепортаж Андрея ЛЫЖЕНКОВА

Тульский историко-архитектурный музей представил персональную выставку фотографий Дмитрия Чербы.

От цифры – к пленке
Его любовь к фотографии – родом из детства, прошедшего в Узловой.  Мальчишкой Дмитрий занимался в кружке, где его учили волшебству обращения с пленкой, бумагой, всевозможными специальными растворами и приборами. Что греха таить, многие из нас, заперевшись в темной комнате с красной лампой, с окнами и дверями, занавешенными толстыми одеялами, чтобы не проникло и лучика постороннего света, точно так же пытались колдовать, проявляя, закрепляя и печатая снимки. Но много ли из нас вышло настоящих художников? А вот Дмитрия можно поздравить – у него получилось. Подтверждением тому – первая персональная выставка, открывшаяся в одном из старинных особняков Тулы.
Окончив школу, Черба учился на художника-живописца в Тульском колледже искусств имени А. С. Даргомыжского, а после армии стал преподавать живопись и композицию в Узловской школе искусств, но увлечения фотографией не оставил.
Учась в колледже, отдавал предпочтение цифровой репортажной фотографии, даже организовал студенческую выставку «Портрет поколения», а потом вдруг решил вернуться к пленке. В 2012-м совместно с другими авторами представлял свои работы в экспозиции «Такой разный спорт», а через год выпустил альбом «Жизнь в кадре 24 × 36, моменты».
Все больше увлекаясь старой фотографией – первой половины ХХ века, Черба начинает заниматься калотипией. Он снимает на камеру образца 1934 года, и в 2014-м  выходит его альбом «Калотипия», включивший в себя 85 бумажных негативов.

Путешествие во времени
…Рассматривая работы этого художника, представленные на персональной выставке, ловишь себя на мысли, что сделаны они были лет тридцать, а может, и пятьдесят назад. Впрочем, многие из фотографий Дмитрия – вообще вне времени. Вот по кладбищенскому бездорожью бредет старуха, опирающаяся на палку, – в платке и юбке до пят,  с котомкой через плечо. Рядом с ней – вихрастый мальчишка в сапогах по колено. А вот благообразный одухотворенный седобородый старик на фоне церкви. Или  девочка-подросток, трепетно склонившаяся над свечой в храме… Да этих людей можно было встретить на нашей земле и сто, и двести, и более лет назад…
А иногда бросаешь взгляд на фото Чербы и поначалу не понимаешь, что же привлекло художника в совершенно, казалось бы, заурядной ситуации. Вот перрон и фигуры на нем, вот поезд и лица за окнами… Но невольно начинаешь всматриваться в изображение и вот уже не можешь глаз от снимка отвести, все глубже погружаясь в сюжет и реалии той жизни, которую ведут его персонажи. Начинаешь размышлять, кто эти люди, что там у них в душах и в головах. И совершенно пустячные события, отраженные на фотобумаге,  разворачиваются в фантастические, завораживающие истории, и вдруг появляются неведомые звуки и ритмы…

Ухватить момент
Горожане и деревенские жители, старики и дети, непокоренная природа и урбанистические пейзажи, даже надписи на асфальте становятся объектами внимания этого чрезвычайно любопытного к жизни художника.
– Еще когда мы учились в колледже, Дима всех поражал своей невероятной работоспособностью и результативностью, стремлением все успеть и ухватить момент, – рассказал друг и однокурсник Чербы Данил Клейменов. – А интересно ему все. Мы на пленэре не успевали закончить этюд, а он уже не только завершил работу, но и обежал с фотокамерой окрестности, успев запечатлеть множество чудных мгновений. Он вообще неутомим в своем творчестве. Часто путешествуем с друзьями автостопом и летом 2014-го таким образом отправились на Байкал. К вечеру, безумно уставшие, все валились с ног, а он все снимал и снимал. И поутру мы просыпались под восторги Димы, который вскочил раньше всех, чтобы встретить восход солнца. Работы его удивительны. Вот смотришь на зимний пейзаж, и через секунду чувствуешь, что буквально мороз продирает по коже, а если в рамку вставлено лето – тебя тут же обдает волной нестерпимой жары. Его работы – это не только зрительный, но и звуковой ряд. Рассматривая их, явственно слышишь шелест листвы, шорох дождя или звуки монетки, падающей в таксофон.
На открытии выставки собрались друзья, однокурсники и, конечно, учителя Дмитрия Чербы. Они были единодушны в том, что бывший студент уже вырос в зрелого мастера, впереди у которого большое творческое будущее.
А что же виновник торжества? Он был явно смущен и потому немногословен. Поблагодарив всех, кто помогал ему с организацией экспозиции и пришел разделить радость, отметил лишь, что для него первая персональная выставка – все равно что «Оскар» для актера.

Читайте также

Высоцковед из Чекалина
13 Июн 2020 16:04 / Культура
Писателя-журналиста Николая Андреева мы застали в городе Чекалине Суворовского района не в гамаке или садовом кресле-качалке, а, конечно же, за работой. Но – не за ноутбуком, печатной машинкой или на худой конец с «лейкой» и блокнотом», как могут подумать некоторые. Литератор перед приездом репортерской группы «ТИ» трудился над очередным своим шедевром – строил большущий дом на сваях и с окнами размером с человеческий рост! Потому встретил нас Николай Алексеевич в галошах, перчатках, куртке, слегка испачканной побелкой или гипсом, но при этом – с охапкой своих книг: тут вам и «Жизнь Сахарова», и «Жизнь Горбачева», и «Тайна перевала Дятлова», и «Жизнь Высоцкого». Вот последняя нас интересовала, пожалуй, больше остальных. Мы-то ведь знаем туляка Владимира Щербакова, десятилетиями исследующего песни Высоцкого и фильмы с его участием, а вот о чем в свою очередь поведал миру Николай Андреев? И, забегая вперед, добавим: наш собеседник сказал в «Жизни Высоцкого», оказывается, не все, что хотел, – потому как планирует уже большую энциклопедию о знаменитом барде. Читать »
От «колобка» до горшка
04 Июн 2020 14:23 / Культура
Задачка для дилетантов: из какой глины получается посуда темного цвета, а из какой – светлого? Можете не гуглить: исходный материал один и тот же – просто технология изготовления разная. Например, есть черная керамика – да вы и сами видели кружки-плошки с металлическим отливом. По словам умельцев, такой специфический цвет изделия приобретают благодаря чернолощению: цвет от темно-коричневого до черного с серебристым отливом придает железо, содержащееся в глине, которое проявляется с помощью обжига. Да, да, именно железо! А потом додумались до глазури. Гончарное производство существует и в наши дни. Это бизнес или занятие для души? За ответом мы отправились в суворовскую деревню Желтиково. Читать »
Ковать - это по-тульски
25 Май 2020 21:22 / Культура
Наковальни, молотки, чеканы – все эти инструменты скоро смогут попробовать в деле посетители уникального культурного пространства «Тульский секрет». Оно будет посвящено холодной обработке металла и появится в областном центре благодаря президентскому гранту. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter