Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 01 Апреля 2020

Дом без хозяина

07 Окт 2013 20:03 / Культура
Зрители, пришедшие в Тульский академический театр драмы на спектакль «Последние», поставленный Дмитрием Красновым по пьесе Максима Горького, увидят на сцене странный мир. Это то ли жилая квартира, то ли клуб «Жандарм»: обитатели или посетители – применительно к обстоятельствам – появляются то на одном, то на другом этаже.

В этом доме в гостях не бывает никого, кроме околоточных надзирателей да тюремных лекарей, а отец семейства пытается навести армейский порядок, жестоко карая непокорных. Персонажи выясняют отношения, крича, обижаясь и обижая, почти не слыша друг друга. Они словно не знают, куда себя деть, куда приткнуться: в родном доме слоняются, как в присутственном месте, и всем неуютно, безрадостно. Художник Александр Дубровин оформил сцену согласно ремарке автора: «Уютная квартира с камином…» – здесь нарядно и на первый взгляд действительно уютно, но, когда появляются члены семьи Коломийцевых, начинают предъявлять друг к другу претензии, становится холодно.  
В «Последних» показана история семьи в период между двумя революциями: грехи отцов сказываются в пороках детей – всеобщая глухота, страх перед будущим. Главу фамилии, полицейского Ивана Коломийцева (Борис Заволокин), при постановке в театрах принято было изображать подлецом и злодеем. Однако тульский актер решил взглянуть на своего героя по-иному: это человек, которого все ругают – и дети, и родной брат – за то, что верно служит царю и Отечеству. Но Коломийцев живет по принципам: революционер – значит враг; к тем, кто сопротивляется, бунтует, силу надо применять. И искренне недоумевает, откуда в семье такая ненависть к нему. Его противоположность – брат Яков (Виктор Ананьин): интеллигентный, безвольный и мягкотелый, ссужающий всех деньгами. На обоих снисходительно поглядывает зять Ивана Коломийцева по фамилии Лещ (Игорь Небольсин) – лощеный, даже  лоснящийся, понявший главную истину: «Без взяток не работает машина нашей жизни, а без денег невозможна личная независимость…» Так он отвечает тестю на сетование: «Это страшно трудно в наше время – оставаться честным человеком, имея пятерых детей!»
Здесь никогда не было любви, зато случались обманы, измены, рождались внебрачные дети. Но все хотят быть родными, кому-то нужными, отсюда подспудное желание связать оборванные родственные нити, неловкие попытки обнять, прикоснуться. В матери семейства, Софье (Любовь Спирихина), удивительным образом сочетаются ощущение глобальной вины перед всеми и неутраченное чувство собственного достоинства. Ее старшие дети, Александр (Тимур Курбангалеев) и Надежда (Инна Медведева), – прожженные циники и прагматики, вполне освоились в этом околоточном мире купли-продажи. А экзальтированные младшенькие, «последние» – Петр (Сергей Сергеев) и Вера (Полина Шатохина), еще вчера невинные и беззаботные, узнав «правду жизни», чувствуют себя словно в тюрьме, из которой не выбраться. Есть и средняя, горбунья (Мария Попова), которую все обижают: злая, холодная, нелюбящая и нелюбимая Любовь. И всех этих нескладных, усталых, капризничающих «больших детей» жалеет старая нянька Федосья (Ирина Федотова) – добрый дух неуютного дома, через который то маршируют жандармы, то пробегают бомбисты. Или вдруг одна из комнат превращается в сцену клуба, где раскрепощенная певичка (Ольга Баурина) саркастически исполняет произведения «буревестника революции». В клубе «Жандарм» на окнах синие – в тон мундирам – шторы застегнуты на форменные пуговицы, а карнизы напоминают эполеты. Публика поет, пьет, пускается в пляс – словно в отчаянии, в предчувствии глобальной катастрофы. На эмоциональную зрелищность это, несомненно, работает, хотя и несколько затягивает действие.
Над «Последними» Горький работал в 1907–1908 годах и первоначально назвал эту вещь «Отец», замышляя ее как драматургическую пару к своему очень своевременному роману   «Мать». В «Сборнике товарищества «Знание» пьеса появилась с цензурными изъятиями, потому на сцене до  1917 года представлена быть не могла. В частности, была выброшена реплика госпожи Соколовой, матери юного террориста (Наталья Савченко): «Он, конечно, революционер, как все честные люди в России…» Эта эпизодическая роль, великолепно исполненная актрисой, стала ключевой, характерной для показываемого на сцене сложного времени. Вроде бы проходной персонаж – но это та самая горьковская мать, которой восхищаются и перед которой преклоняются: настолько велика ее любовь и верность сыну.
Режиссер-постановщик Дмитрий Краснов, говоря о спектакле, отметил: «Это история о семье, олицетворяющей собой определенный социальный слой людей, которые разучились жить по морально-нравственным законам. Как только начинается жизнь без Бога в душе и без царя в голове, наступает стадия деградации, дегенерации, вырождения. И мы видим в этой пьесе представителей дворянских кровей, которые опускаются до невероятного уровня. А зрителям остается только смотреть на то, что происходило в России сто лет назад, и сравнивать с нашими днями…»
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Читайте также

Михаил Башаков: Плыву по течению музыки
16 Фев 2020 12:31 / Культура

На празднике «Большой Тур «Куликово поле» с концертом выступил известный петербуржский рок-музыкант Михаил Башаков. Из разговора с ним после выступления мы узнали:

– что его вдохновляет;

– о чем он постоянно спрашивает себя;

– что считает для себя главным в творчестве.

Читать »
Ностальгия по искренности
10 Дек 2019 15:46 / Культура
«Воспоминание о белом снеге» – так назывался недавний поэтический вечер Екатерины Картавцевой (Гарбузовой). Читатели «Тульских известий» прекрасно знакомы с ее материалами, посвященными медицине. Но Екатерина Сергеевна хорошо известна и как тонкий поэт.
Читать »
На языке символов
06 Дек 2019 16:09 / Культура
В Выставочном зале на Красноармейском проспекте открылась экспозиция работ победителей IV Всероссийского конкурса плаката «Моя страна». Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 


da300x250_v5.png








Предпочтительный формат


Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter