Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 02 Июля 2020

Дом без хозяина

07 Окт 2013 20:03 / Культура
Зрители, пришедшие в Тульский академический театр драмы на спектакль «Последние», поставленный Дмитрием Красновым по пьесе Максима Горького, увидят на сцене странный мир. Это то ли жилая квартира, то ли клуб «Жандарм»: обитатели или посетители – применительно к обстоятельствам – появляются то на одном, то на другом этаже.

В этом доме в гостях не бывает никого, кроме околоточных надзирателей да тюремных лекарей, а отец семейства пытается навести армейский порядок, жестоко карая непокорных. Персонажи выясняют отношения, крича, обижаясь и обижая, почти не слыша друг друга. Они словно не знают, куда себя деть, куда приткнуться: в родном доме слоняются, как в присутственном месте, и всем неуютно, безрадостно. Художник Александр Дубровин оформил сцену согласно ремарке автора: «Уютная квартира с камином…» – здесь нарядно и на первый взгляд действительно уютно, но, когда появляются члены семьи Коломийцевых, начинают предъявлять друг к другу претензии, становится холодно.  
В «Последних» показана история семьи в период между двумя революциями: грехи отцов сказываются в пороках детей – всеобщая глухота, страх перед будущим. Главу фамилии, полицейского Ивана Коломийцева (Борис Заволокин), при постановке в театрах принято было изображать подлецом и злодеем. Однако тульский актер решил взглянуть на своего героя по-иному: это человек, которого все ругают – и дети, и родной брат – за то, что верно служит царю и Отечеству. Но Коломийцев живет по принципам: революционер – значит враг; к тем, кто сопротивляется, бунтует, силу надо применять. И искренне недоумевает, откуда в семье такая ненависть к нему. Его противоположность – брат Яков (Виктор Ананьин): интеллигентный, безвольный и мягкотелый, ссужающий всех деньгами. На обоих снисходительно поглядывает зять Ивана Коломийцева по фамилии Лещ (Игорь Небольсин) – лощеный, даже  лоснящийся, понявший главную истину: «Без взяток не работает машина нашей жизни, а без денег невозможна личная независимость…» Так он отвечает тестю на сетование: «Это страшно трудно в наше время – оставаться честным человеком, имея пятерых детей!»
Здесь никогда не было любви, зато случались обманы, измены, рождались внебрачные дети. Но все хотят быть родными, кому-то нужными, отсюда подспудное желание связать оборванные родственные нити, неловкие попытки обнять, прикоснуться. В матери семейства, Софье (Любовь Спирихина), удивительным образом сочетаются ощущение глобальной вины перед всеми и неутраченное чувство собственного достоинства. Ее старшие дети, Александр (Тимур Курбангалеев) и Надежда (Инна Медведева), – прожженные циники и прагматики, вполне освоились в этом околоточном мире купли-продажи. А экзальтированные младшенькие, «последние» – Петр (Сергей Сергеев) и Вера (Полина Шатохина), еще вчера невинные и беззаботные, узнав «правду жизни», чувствуют себя словно в тюрьме, из которой не выбраться. Есть и средняя, горбунья (Мария Попова), которую все обижают: злая, холодная, нелюбящая и нелюбимая Любовь. И всех этих нескладных, усталых, капризничающих «больших детей» жалеет старая нянька Федосья (Ирина Федотова) – добрый дух неуютного дома, через который то маршируют жандармы, то пробегают бомбисты. Или вдруг одна из комнат превращается в сцену клуба, где раскрепощенная певичка (Ольга Баурина) саркастически исполняет произведения «буревестника революции». В клубе «Жандарм» на окнах синие – в тон мундирам – шторы застегнуты на форменные пуговицы, а карнизы напоминают эполеты. Публика поет, пьет, пускается в пляс – словно в отчаянии, в предчувствии глобальной катастрофы. На эмоциональную зрелищность это, несомненно, работает, хотя и несколько затягивает действие.
Над «Последними» Горький работал в 1907–1908 годах и первоначально назвал эту вещь «Отец», замышляя ее как драматургическую пару к своему очень своевременному роману   «Мать». В «Сборнике товарищества «Знание» пьеса появилась с цензурными изъятиями, потому на сцене до  1917 года представлена быть не могла. В частности, была выброшена реплика госпожи Соколовой, матери юного террориста (Наталья Савченко): «Он, конечно, революционер, как все честные люди в России…» Эта эпизодическая роль, великолепно исполненная актрисой, стала ключевой, характерной для показываемого на сцене сложного времени. Вроде бы проходной персонаж – но это та самая горьковская мать, которой восхищаются и перед которой преклоняются: настолько велика ее любовь и верность сыну.
Режиссер-постановщик Дмитрий Краснов, говоря о спектакле, отметил: «Это история о семье, олицетворяющей собой определенный социальный слой людей, которые разучились жить по морально-нравственным законам. Как только начинается жизнь без Бога в душе и без царя в голове, наступает стадия деградации, дегенерации, вырождения. И мы видим в этой пьесе представителей дворянских кровей, которые опускаются до невероятного уровня. А зрителям остается только смотреть на то, что происходило в России сто лет назад, и сравнивать с нашими днями…»
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Читайте также

Высоцковед из Чекалина
13 Июн 2020 16:04 / Культура
Писателя-журналиста Николая Андреева мы застали в городе Чекалине Суворовского района не в гамаке или садовом кресле-качалке, а, конечно же, за работой. Но – не за ноутбуком, печатной машинкой или на худой конец с «лейкой» и блокнотом», как могут подумать некоторые. Литератор перед приездом репортерской группы «ТИ» трудился над очередным своим шедевром – строил большущий дом на сваях и с окнами размером с человеческий рост! Потому встретил нас Николай Алексеевич в галошах, перчатках, куртке, слегка испачканной побелкой или гипсом, но при этом – с охапкой своих книг: тут вам и «Жизнь Сахарова», и «Жизнь Горбачева», и «Тайна перевала Дятлова», и «Жизнь Высоцкого». Вот последняя нас интересовала, пожалуй, больше остальных. Мы-то ведь знаем туляка Владимира Щербакова, десятилетиями исследующего песни Высоцкого и фильмы с его участием, а вот о чем в свою очередь поведал миру Николай Андреев? И, забегая вперед, добавим: наш собеседник сказал в «Жизни Высоцкого», оказывается, не все, что хотел, – потому как планирует уже большую энциклопедию о знаменитом барде. Читать »
От «колобка» до горшка
04 Июн 2020 14:23 / Культура
Задачка для дилетантов: из какой глины получается посуда темного цвета, а из какой – светлого? Можете не гуглить: исходный материал один и тот же – просто технология изготовления разная. Например, есть черная керамика – да вы и сами видели кружки-плошки с металлическим отливом. По словам умельцев, такой специфический цвет изделия приобретают благодаря чернолощению: цвет от темно-коричневого до черного с серебристым отливом придает железо, содержащееся в глине, которое проявляется с помощью обжига. Да, да, именно железо! А потом додумались до глазури. Гончарное производство существует и в наши дни. Это бизнес или занятие для души? За ответом мы отправились в суворовскую деревню Желтиково. Читать »
Ковать - это по-тульски
25 Май 2020 21:22 / Культура
Наковальни, молотки, чеканы – все эти инструменты скоро смогут попробовать в деле посетители уникального культурного пространства «Тульский секрет». Оно будет посвящено холодной обработке металла и появится в областном центре благодаря президентскому гранту. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter