Культура

20:01, 21 января 2013

Два юбилея Игоря Москалева

Исполнилось 80 лет заслуженному деятелю искусств РФ, актеру, режиссеру, педагогу, общественному деятелю Игорю Москалеву. Его творческий вечер «Воспоминаньем прошлого пожить…» прошел в Тульском государственном театре кукол, где много лет трудился юбиляр.Игоря Михайловича поздравляли артисты местных храмов Мельпомены и филармонии, писатели, музыканты, общественные деятели. Директор департамента культуры Татьяна Рыбкина вручила ему благодарность губернатора и отметила вклад Москалева в развитие культуры и искусства в регионе; федеральный инспектор в Тульской области Анатолий Симонов пожелал виновнику торжества плодотворной работы на ниве искусства и просветительской деятельности.
А после шумного праздника в беседе Игорь Михайлович рассказал:
– В этом году исполнилось еще и пятьдесят пять лет моей педагогической деятельности, которая, кстати, началась на год раньше творческой. После пединститута и аспирантуры, где я активно участвовал в самодеятельности, поступил работать в управление культуры. И мне тут же предложили вести концерт тульских народных талантов на ВДНХ в Москве, который состоялся в честь награждения Тульской области в 1958 году орденом Ленина. И в этом же году я стал преподавать в театральной студии при Тульском драмтеатре, моими студентами были известные сегодня актеры Борис Заволокин, Александр Вешников. Я вел теоретические дисциплины и предложил во внеурочное время поставить комсомольский спектакль. И тогда же, в 58-м году, в год сорокалетия ВЛКСМ, и состоялась премьера – «Шестеро любимых» по пьесе Арбузова, которую я воплотил в жизнь, еще ничего толком не ведая в режиссуре.
– И получилось?
– Судите сами: мы сыграли этот спектакль сорок девять раз – в областном центре, в районах, в каких-то сельских клубах и прямо на полевых станах, под одобрение и овации публики. Сразу после премьеры вышли положительные отзывы писателя Игоря Минутко и Вячеслава Ботя в «Молодом коммунаре». Наверное, в этой работе я вспоминал то, чему меня учил Анатолий Иванович Дмитриев в театральной студии при Дворце пионеров, куда мы пришли в 1946 году вместе со Славой Невинным. Да еще прибавим к этому семь лет на институтских подмостках – какой-то опыт все-таки был.
– И, вдохновившись успехом, вы двинули в ГИТИС ?
– Спасибо Борису Евгеньевичу Захаве, который тогда был одним из организаторов заочного режиссерского отделения, куда я и поступил. И тогда же возглавил первый в области народный театр в Белеве, а через четыре года со своими тульскими студентами поставил дипломный спектакль – «Два цвета» Бориса Львова-Анохина. Эту вещь впервые воплотили в жизнь в «Современнике», и после премьеры невероятно прославился Игорь Кваша. У нас в главной роли выступил Вадим Кондратьев – теперь же известный российский режиссер.
– Приятно было чувствовать себя первопроходцем?
– И – шестидесятником: в Москве я посещал все театры, бывал в ВТО, в Доме актера, на Таганке впервые увидел игру Владимира Высоцкого и на всю жизнь остался его поклонником… Далее в моей биографии опять была учеба – на Высших режиссерских курсах у Сергея Владимировича Образцова. То была замечательная школа, и по окончании в 1966 году меня направили в Казань – чтобы открыл при театральном училище отделение по подготовке актеров-кукольников. Там у меня со студентами были удивительные постановки, в том числе для взрослых: «Маленький принц» Экзюпери, драма «Слепой падишах» Хикмета. Но судьба распорядилась так, что пришлось вернуться в Тулу и возглавить Тульский театр кукол, который ютился в аварийном здании на углу улиц Жуковского и Советской, где я и проработал впоследствии двадцать один год: с семьдесят первого по девяносто первый годы, поставив более восьмидесяти спектаклей. И первое, что сделал, – «выцарапал» то помещение на Советской, где кукольники проживают по сей день. Но поначалу его чуть было не отобрали: на этом месте в семидесятые затевалась стройка. Тогда по моей просьбе вмешались два «С. В.» – Образцов, руководитель московского театра кукол, и Михалков, председатель сообщества российских детских театров, и были написаны письма в обком. В результате Тульский кукольный обрел свой постоянный дом, ответ мы получили с резолюцией Ивана Харитоновича Юнака: «Не может быть и речи о сносе театра кукол до тех пор, пока не будет построено новое здание для него». Ну, про новое здание лучше не говорить…
– Тогда поговорим о том, как вы стали Тургеневым на Бежином лугу.
– То особая часть моей творческой биографии. До этого я на сцену возвращался эпизодически, а тут получил предложение от Чернской районной администрации исполнить роль великого писателя на народном празднике, который год от года обретал все больший размах. Туда съезжалось все большее количество зрителей из разных областей, и вскоре уже подключились тульские актеры, постановщиком стал режиссер Владимир Шинкарев, у которого были интереснейшие находки: и фонтан в темное ночное небо бил, и белый рояль звучал под звездами. Еще несколько лет я участвовал в торжествах на Куликовом поле, где играл и Сергия Радонежского, и Странника, и был ведущим праздника. Когда на торжественном вечере меня поздравляли музейщики, они отметили, что записи с моим голосом хранятся в их архивах.
– Игорь Михайлович, в последние годы вы написали несколько книг…
– Да, вышли два тома «О, память сердца…» – о творческих личностях, фронтовиках, живших и живущих в Туле; будут еще два. Об известном актере, с которым был знаком с детства, – «Наш земляк Невинный. Слава!» А самое первое мое сочинение, «Уроки театра и жизни», было посвящено Леноре Густавовне Шпет, которая была председателем первой советской ассоциации кукольников, у Образцова на курсах читала лекции. Сейчас в работе книга о Тульском ТЮЗе, удивительных людях, творивших в нем. Ведь, как сказал Илья Григорьевич Эренбург: «Память – это большая коллекция незаписанных бесед и незаснятых фотографий…», и хочется претворить в жизнь хоть малую часть.
Марина ПАНФИЛОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий