Культура

09:00, 19 июля 2013

Искусство посторонних

В Европе аутсайдер-арт – творчество людей «за гранью нормы» – невероятно популярно: его изучают, продают на аукционах.  В Туле впервые обратили внимание на эту теневую сторону искусства: в Выставочном зале открылась экспозиция картин, авторы которых страдают психическими расстройствами.
Хотите выставку?
В день начала работы выставки в зал заглядывают всего несколько посетителей. О ней почти никто не знал ­– она сложилось спонтанно.
Экспозиция – несколько десятков работ завсегдатаев кружка  при общественной организации инвалидов «Новые возможности».
– Мы много раз просили, чтобы нам дали возможность провести выставку, но всегда слышали отказы, – рассказывает председатель общества и руководитель кружка Наталья Горбатенко. – Только «Тульский некрополь» каждый год брал по паре работ. А тут вдруг звонок из Выставочного зала: «Хотите выставку?».
Клуб носит название «Волшебная нить», вполне однозначно указывающее на то, что в его стенах занимаются творчеством, но не позволяющее догадаться, кто и как это делает. Кажется, будто рисовал ребенок – простейший сюжет, выполненный нетвердой рукой. В этих картинах ­– очарование наив­ного искусства.
– Я и не хочу, чтобы в своих работах мои подопечные показывали самые темные закоулки своего сознания, ­– поясняет Горбатенко. – Пусть на выходе будет что-то красивое: наших учеников радует конечный результат, который можно подарить кому-то.
Сиди дома
Дважды в неделю в стенах клуба собирается «костяк» – пятнадцать пациентов психоневрологического диспансера и стационара в Маслове. Самому старшему под шестьдесят. Всего два парня. В массе своей кружок посещают женщины. Делают зарядку, пьют чай, общаются, рисуют, вышивают, вяжут. Все в присутствии психолога.
– Все они очень разные, – рассказывает Наталья.­– Есть инвалиды с детства, сознание которых так и осталось ребяческим.  Они с трудом понимают, что такое цвет. Есть люди с высшим образованием, работающие врачами и бухгалтерами, вполне успешные и скрывающие свой недуг от окружающих. Одна из женщин, посещающих клуб, как-то призналась, что о своем заболевании не рассказывает даже лучшей подруге: «Если ее муж узнает, он запретит нам общаться».
­Инвалиды боятся, что общество заклеймит их, высмеит, станет относиться с опаской. Завсегдатаев клуба роднит их глобальное одиночество:  довериться окружающим они не могут, а семья зачастую считает родственника с душевным заболеванием обузой.
– Как-то своего сына привела одна женщина. Спрашивает: «Что вы можете нам дать?». Я ответила, что денег у нас нет, но если парень начнет посещать кружок, по крайней мере уже не будет так одинок. И услышала в ответ: «У меня нет времени провожать его».
– Члены нашего кружка очень дружные. Я знаю, что не проходит дня, чтобы они не перезванивались, ­­– рассказывает Наталья. – Хотя иногда ссорятся на пустом месте. Например, садимся пить чай и кто-то говорит, что вафли есть вредно, – тут же вспыхивает конфликт.
Настоящий художник
В «социалку», волонтерство обычно не приходят просто так, «с улицы» – подталкивает собственное горе. Так  случилось и у Натальи Горбатенко: много лет назад ее сын, обычный студент тульского «политеха», переболев вирусной  инфекцией, навсегда остался инвалидом.
Все десять лет, что существует клуб, Наталья с дочкой Людой «тянули» его на своих плечах. А в октябре этого года в кружке появился настоящий учитель рисования – Оксана Естючева. Своим подопечным она предложила не только вышивать и рисовать на свободную тему, но и расписывать доски. Это шаблонная работа, а значит, она дается больным легче. Оксана ведет занятия не только для кружковцев на Пирогова, но и в психоневрологическом диспансере на Демидовской и в психиатрической больнице № 2 в Маслове.
– Для людей, которые лежат там, каждый день похож на преды­дущий, – поясняет Оксана. ­– Уроки  дают возможность занять себя, отвлечься от гнетущей рутины. Рисование нарушает монотонность их жизни, и время для больных летит быстрее.
Художница не работает со своими подопечными по конкретной программе, потому что все ученики разные: кто-то на пике заболевания, кто-то возвращается к реальности после медикаментозного курса. И потому, что настроение ее подопечных невозможно предугадать.
Ночные красавицы
и Вероника
Девушка с вышитой картины лукава и грустна одновременно. Портрет наивный, но в нем есть загадка, из-за которой картину хочется рассматривать.
Автор этих работ вышивает только по ночам, когда у нее бывают видения. Описывает свое состояние так: «Будто кто-то водит рукой».
Ее диагноз Наталья не раскрывает – этика не позволяет этого делать. Многие из тех, чьи работы висят тут, вообще запретили подписывать свои произведения в страхе, что кто-то из знакомых узнает их. Наталья рассказывает лишь некоторые факты об авторах работ.
Например, о Веронике. На выставке сразу несколько ее полотен. Девушка окончила профучилище – она художница по образованию. Сейчас нигде не работает, хотя пыталась устроиться. Вероника пишет картины, когда находится на пике болезненных переживаний. Они единственные здесь, отдающие «сумасшедшинкой»,  увидеть которую ждешь, отправляясь на такую выставку. Свои картины девушка пишет на холсте. Они декоративны, аккуратны, продуманны.
Многие рисунки поверх уже написанного сюжета Вероника пачкала красной краской. Будто порезала палец, но продолжала писать, оставляя на холсте капельки крови. Кажется, так она хотела передать свою душевную боль.
Говорят, художница хочет избавиться от картин, продать их. Сейчас она совсем в другом настроении, чем когда работала над ними. К тому же девушка поменяла лекарство.
– Не могу смотреть на эту фиолетовую, – бросает проходящий мимо Вероникиной картины зритель. На фиолетовом холсте  – сухопарый человечек стоит, подставив небу ладонь, как будто спросил что-то и застыл в ожидании ответа.
– Аутсайдер-арт, «искусство посторонних», ­­– для нашего города и в целом страны ­– тема табуированная, – поясняет Оксана.­ – В Европе и Америке творчество душевнобольных многим интересно: часто проходят выставки, аукционы, где картины, подобные тем, что пишут наши подопечные, могут купить за большие деньги. Наши люди еще не осознали, что искусство – именно та сфера, где грань между нормой и патологией наиболее зыбка.
Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Фото автора
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий