Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 15 Июля 2020

Как важно быть искренним

Как важно быть искренним
17 Окт 2014 09:00 / Культура
 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Актер Тульского академического театра драмы, народный артист РФ Борис Заволокин – настоящий любимец публики. Его узнают на улицах, просят автограф, на спектакли с ним зрители  «ходят» специально.

– Борис Федорович, вы «вышли ростом и лицом» и были «обречены» на амплуа героя, но чаще играли характерных персонажей…
– Как ни парадоксально, за 54 года творческой деятельности я переиграл невероятное количество партийных деятелей: режиссеры считали, что у меня открытое лицо, природное обаяние. И хоть я рано поседел, но носил парик всего трижды: когда был в ролях двух поэтов – Пушкина, а потом Кольцова, и еще одного героя – лесного человека.
– Насчет обаяния режиссеры были правы: когда вы в «Неугомонной бабушке» в 1997 году сыграли Игоря, то все женщины в зале, независимо от возраста, желали, чтобы такой мужчина постучался и к ним в дверь…
– Удивительный спектакль поставил тогда Александр Иосифович Попов: десять лет шел на сцене с аншлагами. И несмотря на то, что было всего четыре исполнителя, зал был в напряжении все два часа. И потом «Бабушку» записали на радио «Россия», она будет сто лет храниться в архиве. А все потому, что в основе его – доброта, желание порадовать зрителя, которому всегда «хочется простенькой сказки».
– Правда ли, что, прежде чем прийти в театральную студию, вы работали на Тульском оружейном заводе?
– Да, до сих пор помню: 8-й цех, 21-е отделение. А потом в Туле открыли театральное училище, где преподавали Казимир Алексеевич Шишкин, Юрий Владимирович Юровский, который и организовал это учебное заведение, и я с успехом поступил и окончил. А потом переезжал за Юровским из театра в театр. Но на первое место работы поехал сам – в Закарпатье, в город Мукачево, и среди зрителей были и русские, и украинцы, и венгры, и поляки… Но о политических моментах говорить не будем.
– А как вы попали на Западную Украину?
– Я по молодости лет должен был отслужить и потому имел при себе рекомендательные письма в театры, имеющие отношение к армии. И директор Закарпатского драматического русского театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий пригласил меня к себе: его зять был начальником облвоенкомата. Так что применительно к известной поговорке: солдат играет, а служба идет. А вот потом я ездил за Юровским, отыграл в восьми театрах, прежде чем вернулся в родную Тулу.
– Вы как-то сказали, что театр – место растоптанных самолюбий. А вас-то публика любит неизменно все пятьдесят с лишним лет. За что, как думаете?
– Не вру я ей. Это очень важно: уметь быть искренним. Вот недавно на юбилее Ольги Красиковой была премьера «Стеклянного зверинца», и меня там поразил – пусть не обижаются остальные исполнители – Сергей Пыжов. Он был невероятно откровенен, душу отдал этой роли, и мне было интересно наблюдать за его персонажем. Мне это близко, наше поколение воспитано на Чапаеве и Павке Корчагине, жили под девизом: «Сшибли с ног – сражайся на коленях, идти не можешь – лежа наступай!» И мы верили в это: помню, восемь лет подряд ездили на гастроли в Сочи с театром и каждый раз приносили цветы в музей Николая Островского.
– Борис Федорович, может театр привить веру зрителям?
– Если сами будем в чем-то убеждены, то и публику этим сможем заразить. Пусть пять, десять человек на спектакле проникнутся идеями добра и любви, мне этого вполне хватит – если такое будет происходить каждый вечер. Театр просто обязан строить свою работу на исконно русских традициях, пока нас заокеанские не одолели. Чего стоит фраза: «это ваши проблемы»? С каких пор в России живут по такому принципу? У нас христианское «положить живот своего за други своя» сменилось советским «сам погибай, но товарища выручай», по таким правилам и жить надо, чтобы человеком оставаться. А зачем засорять язык отростками от иностранных слов? Почему в газетах пишут «пролонгировать» вместо «продолжить»? Что, все так замечательно знают английский? Бросьте, в лучшем случае на уровне «читаю и перевожу со словарем», а вот поди-ка – слова употребляют, не задумываясь, порой и смысла их не понимая. Не только в печатном виде, но и с экрана, со сцены. А те, кто смотрит или читает, их не понимают.
– Или не хотят понимать; быть зрителем – это значит, быть собеседником.
– Верно! А это значит – обладать величайшим качеством: уметь слушать и вести диалог, то есть уважать собеседника. Вот мы и вернулись к началу разговора: надо быть искренним, правдивым и любящим. И театр, может быть, как никакое другое искусство сегодня, старается быть именно таким, как бы ни предрекали ему погибель пессимисты. Но разве может умереть живое общение, когда все чувства, все эмоции – здесь и сейчас?..

Читайте также

Высоцковед из Чекалина
13 Июн 2020 16:04 / Культура
Писателя-журналиста Николая Андреева мы застали в городе Чекалине Суворовского района не в гамаке или садовом кресле-качалке, а, конечно же, за работой. Но – не за ноутбуком, печатной машинкой или на худой конец с «лейкой» и блокнотом», как могут подумать некоторые. Литератор перед приездом репортерской группы «ТИ» трудился над очередным своим шедевром – строил большущий дом на сваях и с окнами размером с человеческий рост! Потому встретил нас Николай Алексеевич в галошах, перчатках, куртке, слегка испачканной побелкой или гипсом, но при этом – с охапкой своих книг: тут вам и «Жизнь Сахарова», и «Жизнь Горбачева», и «Тайна перевала Дятлова», и «Жизнь Высоцкого». Вот последняя нас интересовала, пожалуй, больше остальных. Мы-то ведь знаем туляка Владимира Щербакова, десятилетиями исследующего песни Высоцкого и фильмы с его участием, а вот о чем в свою очередь поведал миру Николай Андреев? И, забегая вперед, добавим: наш собеседник сказал в «Жизни Высоцкого», оказывается, не все, что хотел, – потому как планирует уже большую энциклопедию о знаменитом барде. Читать »
От «колобка» до горшка
04 Июн 2020 14:23 / Культура
Задачка для дилетантов: из какой глины получается посуда темного цвета, а из какой – светлого? Можете не гуглить: исходный материал один и тот же – просто технология изготовления разная. Например, есть черная керамика – да вы и сами видели кружки-плошки с металлическим отливом. По словам умельцев, такой специфический цвет изделия приобретают благодаря чернолощению: цвет от темно-коричневого до черного с серебристым отливом придает железо, содержащееся в глине, которое проявляется с помощью обжига. Да, да, именно железо! А потом додумались до глазури. Гончарное производство существует и в наши дни. Это бизнес или занятие для души? За ответом мы отправились в суворовскую деревню Желтиково. Читать »
Ковать - это по-тульски
25 Май 2020 21:22 / Культура
Наковальни, молотки, чеканы – все эти инструменты скоро смогут попробовать в деле посетители уникального культурного пространства «Тульский секрет». Оно будет посвящено холодной обработке металла и появится в областном центре благодаря президентскому гранту. Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Наш Twitter