Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 01 Апреля 2020

Хорошая жизнь

Хорошая жизнь
04 Мар 2013 21:08 / Культура
В музее «Тульский некрополь», точнее, на новых его площадях под названием «Дом Крафта» проходит выставка «Мозг художника», там демонстрируются работы иллюстраторов из Москвы и Тулы. Небольшой зал, где разместились работы нашего земляка Сергея Сачкова, отличается «лица не общим выраженьем»: здесь экспонируются его рисунки к детским книжкам. Это и есть его стиль – видеть окружающий мир глазами ребенка, добрым и искренним. Музей в процессе демонстрации выставки проводит встречи с художниками. Когда Сачков приехал из села Крапивна, где сейчас живет, народу в зале было много. Мастер рассказывал о детстве, прошедшем на Рязанской земле, о том, как мечтал стать трактористом, а в итоге всю жизнь стоит возле мольберта. Пожалуй, визитной карточкой художника можно считать созданный им в конце 80-х прошлого века настенный календарь «Наши знакомые», где главными героями были собаки разных пород. Это забавное издание побило все рекорды популярности: никогда прежде не случалось, чтобы листки из календарей вырезали, клеили на стены квартир и офисов, на стекла в общественном транспорте. Мало кто из туляков знал, что создатель этого чуда Сергей Сачков работал в издательстве «Коммунар» – так тогда именовалось ИПО «Лев Толстой». Фамилию автора на последней страничке, естественно, не искали... Но и сегодня, стоит только напомнить кому-нибудь про «календарь с собаками», в ответ слышишь восторженный отзыв и воспоминание о том, как много лет хранились «Наши знакомые»: выбросить рука не поднималась! После этой работы к Сергею стали обращаться из других издательств: предлагали иллюстрировать книги, что он, выпускник Московского полиграфического института, делал с удовольствием. – Мне всегда больше нравилось создавать иллюстрации для толстых томов: вчитываться в текст, проникаться настроением, жить жизнью героев и словно «выводить» их на белый свет, представляя другим людям. Тонкая книжка быстро заканчивается, там художнику разбежаться негде, а тут такой простор для фантазии – твори, выдумывай, пробуй. Причем я, в силу своего характера, всегда все люблю оставлять на «потом», делать заказ в последний день – так почему-то лучше получается. Мне кажется, я два своих «красных» диплома (в Рязанском художественном училище, а потом в институте) получил именно потому, что делал их буквально за день до защиты... Знаете, во время поездок по Америке с Тульским государственным театром кукол я всегда заходил в книжные магазины, смотрел, как проиллюстрированы книги – детские, взрослые, и просто поражался: какое убожество! А потом этот кошмар докатился до нас, прилавки наводнили дешевые книжонки с пошлыми картинками. Я просто не могу на них смотреть: в нашей стране иллюстрация всегда была искусством... Кстати, там заинтересовались моим следующим календарем, с кошками, но потом отказались от идеи его печатать: очень уж российская тематика, и лица у котов явно не американские, и атрибуты вокруг... Эпопея с театром кукол началась опять-таки благодаря сачковским вездесущим собакам, которых где-то увидел Людвиг Устинов, бывший главным режиссером ТГТК в начале 90-х. Он тогда пришел в дирекцию и заявил: «Разыщите этого художника, он мне необходим для оформления спектакля!» Директор Любовь Хромова, сильно сомневаясь, что полиграфист согласится работать «за ширмой», тем не менее отыскала Сергея, познакомила его с новым заказчиком, и... они стали беседовать как давние знакомые. – Меня до сих пор друзья спрашивают, что это была за прихоть – вдруг уйти работать в кукольный театр. Но я тогда не просто заинтересовался – всерьез увлекся этим искусством. Людвиг Григорьевич сразу же предложил мне стать главным художником, но я отказался, объяснив, что, пока не вникну во все тонкости, не пойму буквально каждый шаг создания спектакля, не имею права занимать эту должность. Учился ваять – делать ручки-ножки своих новых персонажей, головы, у которых в разном ракурсе будут разные выражения лиц. Дни и ночи проводил в мастерских, изучая, как создается кукла, все эти пружинки, винтики, гапиты. Мне повезло: Устинов, что называется, кукольник от Бога. Работая с ним, я просто «заболел» театром, даже дома для своих дочек сделал его в миниатюре, и мы с ними разыгрывали целые представления... Режиссер и художник создали множество совместных спектаклей. Самым любимым у зрителей была притча «Живая вода» – рассказ о всепобеждающей материнской любви. Потом Людвиг Устинов уехал в родной Челябинск, но, можно сказать, до сих пор продолжает работать с Сачковым: Сергей на прощание подарил ему несколько папок со своими эскизами для будущих спектаклей. За них и получает гонорары, которые высылает педантичный маэстро. Когда у Сергея и его жены Лены родился четвертый ребенок, сын Глеб, они решили переехать из Тулы в пригород – поближе к земле. Исколесили множество поселков и деревень, а случайно приехав в Крапивну, поняли: их жилье должно быть только здесь. Купив «белый дом у дороги», первым делом убрали жуткий железный забор вокруг него и посадили вдоль шоссе деревья, обозначив ими свою территорию. В просторном помещении – городские «удобства» и новенькая печка, в красном углу висит старинная икона, которую Сергею и Лене друзья подарили на свадьбу. Она и охраняет эту семью уже тридцать семь лет. – Многие не понимали нашего переезда из Тулы: люди стремятся в столицу, а мы – в глубинку. Но Москва, ее ритм жизни для нас чужды, а здесь все словно родное. У нас с Леной одинаковое понимание того, что такое хорошая жизнь, мы оба не видим смысла в роскоши, в погоне за прибылью, нас это не сделает счастливыми... Я сейчас много работаю, пишу в основном пейзажи, которые выставляются в Крапивенском краеведческом музее. Очень часто, когда стою где-нибудь с этюдником, ко мне подходят соседи, смотрят – и удивляются: «Вроде все похожее, но в то же время – другое, и какая у тебя наша Крапивна красивая получается...» Однажды я даже написал огромную лужу, что каждый раз разливается возле одного из домов после дождя, а в ней – отраженное небо. И человек, узнавший свой дом, потом сказал мне: «Как живое у тебя все – и вода, и деревья…» 
Мария РОДИОНОВА 
Фото Андрея ЛЫЖЕНКОВА
Все фото здесь

Читайте также

Михаил Башаков: Плыву по течению музыки
16 Фев 2020 12:31 / Культура

На празднике «Большой Тур «Куликово поле» с концертом выступил известный петербуржский рок-музыкант Михаил Башаков. Из разговора с ним после выступления мы узнали:

– что его вдохновляет;

– о чем он постоянно спрашивает себя;

– что считает для себя главным в творчестве.

Читать »
Ностальгия по искренности
10 Дек 2019 15:46 / Культура
«Воспоминание о белом снеге» – так назывался недавний поэтический вечер Екатерины Картавцевой (Гарбузовой). Читатели «Тульских известий» прекрасно знакомы с ее материалами, посвященными медицине. Но Екатерина Сергеевна хорошо известна и как тонкий поэт.
Читать »
На языке символов
06 Дек 2019 16:09 / Культура
В Выставочном зале на Красноармейском проспекте открылась экспозиция работ победителей IV Всероссийского конкурса плаката «Моя страна». Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png








Предпочтительный формат


Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter