Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 08 Апреля 2020

Когда славили князя и княгиню

Когда славили князя  и княгиню
06 Фев 2013 18:19 / Культура
«Какая красивая корона!» – восклицает кто-то из посетителей объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», увидев одну из вещиц, хранящихся в фондах. А сотрудники поправляют: «Это – венчальный венец».
Да, именно такими головными уборами с давних времен словно короновали молодых во время прекрасного обряда. Методист отдела научно-исследовательской работы Ольга Кантинова рассказала, что данный экспонат, судя по стилистике, был изготовлен во второй половине XIX века. Он выполнен из меди в различных техниках: тут и литье, и чеканка, и токарные работы, и небольшие фрагменты гильоширования, которые и говорят о том, что не может быть более ранней датировки изготовления. Ведь гильошировочные машины появились в последней трети позапрошлого столетия.
Этот венец – стандартный по конструкции, с подкладкой из лилового бархата, имеет корону, выполненную в виде сложных картушей, немного напоминающих парадные щиты, гербы. И так как его название происходит от слова «венок», то он украшен изображениями гирлянд цветов, по виду – незабудок, что вполне соотносится с русскими свадебными традициями. И завершен головной убор так же, как императорские венцы, – укрепленным наверху крестом.
Ольга Станиславовна рассказала, что еще в Древней Греции жениху и невесте на головы надевались венки из живых цветов, символизирующие плодородие и подчеркивающие священность момента. Византийское христианство переняло этот обычай, но только в центре цветочного убора укреплялся крест. На Руси венцы поначалу имели вид широких обручей, которые выполнялись из металла или из бересты, эти последние до сих пор встречаются у старообрядцев. И лишь с XVIII века у нас появились уже привычные, в форме корон, как и тот, что хранится в музее. Венец всегда имел двойную символику, означая, с одной стороны, мученический, терновый, потому что земная жизнь легкой не бывает. А с другой – царский, недаром же на свадьбах молодых величали «князем с молодой княгиней».
Кстати, этот экспонат – мужской, что можно определить по символике, ведь изображение святых на венчальных головных уборах всегда фиксировалось. В дробницах-медальонах, окруженных стразами, расположены образки. И из четырех, имевшихся первоначально, уцелели лишь три: Спасителя, Божией Матери и ангела-хранителя, а еще один, Иоанна Предтечи, утерян. Будь это украшение женским, в центре располагалось бы изображение Богородицы, а по бокам – святых Константина и Елены.
В России обряд венчания был одинаковым практически для всех сословий, от великих князей до простого подданного. Брачные же гулянья в разных губерниях различались, и многообразие ритуалов делало непохожими деревенские свадьбы на городские, а дворянские – на купеческие.
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Читайте также

Михаил Башаков: Плыву по течению музыки
16 Фев 2020 12:31 / Культура

На празднике «Большой Тур «Куликово поле» с концертом выступил известный петербуржский рок-музыкант Михаил Башаков. Из разговора с ним после выступления мы узнали:

– что его вдохновляет;

– о чем он постоянно спрашивает себя;

– что считает для себя главным в творчестве.

Читать »
Ностальгия по искренности
10 Дек 2019 15:46 / Культура
«Воспоминание о белом снеге» – так назывался недавний поэтический вечер Екатерины Картавцевой (Гарбузовой). Читатели «Тульских известий» прекрасно знакомы с ее материалами, посвященными медицине. Но Екатерина Сергеевна хорошо известна и как тонкий поэт.
Читать »
На языке символов
06 Дек 2019 16:09 / Культура
В Выставочном зале на Красноармейском проспекте открылась экспозиция работ победителей IV Всероссийского конкурса плаката «Моя страна». Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 




da300x250_v5.png






Предпочтительный формат


Присоединяйтесь к нам Vkontakte

Наш Twitter