NULL

Культура

18:19, 06 февраля 2013

Когда славили князя и княгиню

«Какая красивая корона!» – восклицает кто-то из посетителей объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», увидев одну из вещиц, хранящихся в фондах. А сотрудники поправляют: «Это – венчальный венец».
Да, именно такими головными уборами с давних времен словно короновали молодых во время прекрасного обряда. Методист отдела научно-исследовательской работы Ольга Кантинова рассказала, что данный экспонат, судя по стилистике, был изготовлен во второй половине XIX века. Он выполнен из меди в различных техниках: тут и литье, и чеканка, и токарные работы, и небольшие фрагменты гильоширования, которые и говорят о том, что не может быть более ранней датировки изготовления. Ведь гильошировочные машины появились в последней трети позапрошлого столетия.
Этот венец – стандартный по конструкции, с подкладкой из лилового бархата, имеет корону, выполненную в виде сложных картушей, немного напоминающих парадные щиты, гербы. И так как его название происходит от слова «венок», то он украшен изображениями гирлянд цветов, по виду – незабудок, что вполне соотносится с русскими свадебными традициями. И завершен головной убор так же, как императорские венцы, – укрепленным наверху крестом.
Ольга Станиславовна рассказала, что еще в Древней Греции жениху и невесте на головы надевались венки из живых цветов, символизирующие плодородие и подчеркивающие священность момента. Византийское христианство переняло этот обычай, но только в центре цветочного убора укреплялся крест. На Руси венцы поначалу имели вид широких обручей, которые выполнялись из металла или из бересты, эти последние до сих пор встречаются у старообрядцев. И лишь с XVIII века у нас появились уже привычные, в форме корон, как и тот, что хранится в музее. Венец всегда имел двойную символику, означая, с одной стороны, мученический, терновый, потому что земная жизнь легкой не бывает. А с другой – царский, недаром же на свадьбах молодых величали «князем с молодой княгиней».
Кстати, этот экспонат – мужской, что можно определить по символике, ведь изображение святых на венчальных головных уборах всегда фиксировалось. В дробницах-медальонах, окруженных стразами, расположены образки. И из четырех, имевшихся первоначально, уцелели лишь три: Спасителя, Божией Матери и ангела-хранителя, а еще один, Иоанна Предтечи, утерян. Будь это украшение женским, в центре располагалось бы изображение Богородицы, а по бокам – святых Константина и Елены.
В России обряд венчания был одинаковым практически для всех сословий, от великих князей до простого подданного. Брачные же гулянья в разных губерниях различались, и многообразие ритуалов делало непохожими деревенские свадьбы на городские, а дворянские – на купеческие.
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему