Ежедневная областная общественно-политическая газета

Войти на сайт

Сегодня 27 Октября 2020

Когда славили князя и княгиню

Когда славили князя  и княгиню
06 Фев 2013 18:19 / Культура
«Какая красивая корона!» – восклицает кто-то из посетителей объединения «Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей», увидев одну из вещиц, хранящихся в фондах. А сотрудники поправляют: «Это – венчальный венец».
Да, именно такими головными уборами с давних времен словно короновали молодых во время прекрасного обряда. Методист отдела научно-исследовательской работы Ольга Кантинова рассказала, что данный экспонат, судя по стилистике, был изготовлен во второй половине XIX века. Он выполнен из меди в различных техниках: тут и литье, и чеканка, и токарные работы, и небольшие фрагменты гильоширования, которые и говорят о том, что не может быть более ранней датировки изготовления. Ведь гильошировочные машины появились в последней трети позапрошлого столетия.
Этот венец – стандартный по конструкции, с подкладкой из лилового бархата, имеет корону, выполненную в виде сложных картушей, немного напоминающих парадные щиты, гербы. И так как его название происходит от слова «венок», то он украшен изображениями гирлянд цветов, по виду – незабудок, что вполне соотносится с русскими свадебными традициями. И завершен головной убор так же, как императорские венцы, – укрепленным наверху крестом.
Ольга Станиславовна рассказала, что еще в Древней Греции жениху и невесте на головы надевались венки из живых цветов, символизирующие плодородие и подчеркивающие священность момента. Византийское христианство переняло этот обычай, но только в центре цветочного убора укреплялся крест. На Руси венцы поначалу имели вид широких обручей, которые выполнялись из металла или из бересты, эти последние до сих пор встречаются у старообрядцев. И лишь с XVIII века у нас появились уже привычные, в форме корон, как и тот, что хранится в музее. Венец всегда имел двойную символику, означая, с одной стороны, мученический, терновый, потому что земная жизнь легкой не бывает. А с другой – царский, недаром же на свадьбах молодых величали «князем с молодой княгиней».
Кстати, этот экспонат – мужской, что можно определить по символике, ведь изображение святых на венчальных головных уборах всегда фиксировалось. В дробницах-медальонах, окруженных стразами, расположены образки. И из четырех, имевшихся первоначально, уцелели лишь три: Спасителя, Божией Матери и ангела-хранителя, а еще один, Иоанна Предтечи, утерян. Будь это украшение женским, в центре располагалось бы изображение Богородицы, а по бокам – святых Константина и Елены.
В России обряд венчания был одинаковым практически для всех сословий, от великих князей до простого подданного. Брачные же гулянья в разных губерниях различались, и многообразие ритуалов делало непохожими деревенские свадьбы на городские, а дворянские – на купеческие.
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Читайте также

Горячий прием для «прохладного джаза»
14 Окт 2020 14:36 / Культура

В Концертном зале Тульской филармонии в рамках юбилейного, Х Международного музыкального фестиваля духового искусства «BRASS DAYS» при поддержке компании Cargill состоялся концерт, посвященный столетию со дня рождения знаменитого американского композитора, аранжировщика и пианиста Дэйва Брубека.

Читать »
Легендарно!
23 Сен 2020 10:27 / Культура
Прожить 500 лет и не обрасти легендами – это уже само по себе похоже на небылицу. Читать »
10 Сен 2020 16:19 / Культура

В середине XVI века Тула оказалась в центре грандиозных военных событий. 21 июня к Никитской башне крепости (ныне – башня Ивановских ворот) подошли войска крымского хана Девлет-Гирея.

Читать »

Комментарии

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
 

da300x250_v5.png








Предпочтительный формат


Наш Twitter