Культура

20:26, 25 мая 2015

Кто заплатит за «шедевры»?

 Нелли ЧУКАНОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Недавно в столице открылась выставка «На дне», в экспозиции которой представлены фотографии сцен провокативных спектаклей. И каждый снимок сопровождался табличкой с указанием количества бюджетных средств, потраченных на создание этих «шедевров». Суммы шокировали: миллионы, десятки и сотни миллионов рублей, вложенных в постановку произведений, зачастую вызвавших лишь много шума и – больше ничего…
Ряд деятелей искусства обратились к министру культуры Владимиру Мединскому, депутатам Госдумы Елене Драпеко и Станиславу Говорухину с просьбой поспособствовать тому, чтобы аморальные и оскорбительные постановки не получали финансирования из бюджета и чтобы всевозможные провокаторы не кормились за счет страны, об историю и традиции которой они с таким удовольствием вытирают ноги. Они уверены, что оплачивать сомнительные эксперименты государство, несущее в том числе и воспитательную функцию, не должно.
С обсуждения этой темы и началась конференция Министерства культуры РФ «О реализации Основ государственной культурной политики», открывшаяся в Туле, в возрожденном здании Дворянского собрания. В областной центр прибыли представители учреждений культуры из 84 субъектов РФ. Даже столичные знаменитости, среди которых были руководители Московского художественного академического театра имени А. П. Чехова, Российской академии музыки имени Гнесиных, Национального филармонического оркестра России, Большого московского цирка на проспекте Вернадского, Российской государственной и Государственной публичной исторической библиотек, киностудии «Союзмультфильм», с восхищением разглядывали обновленные интерьеры бывшего Дома офицеров.
От имени губернатора всех приветствовала заместитель председателя правительства Марина Левина, отметившая, что в нашем регионе огромное внимание уделяется сохранению культурного и исторического наследия: масштабные преобразования происходят в Тульском кремле и на Куликовом поле, экспозиция мирового уровня открыта в Музее оружия, реставрируются многие старинные здания.
– Наша главная задача – понять, как современная культура влияет на людей, – открывая конференцию, сказал первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов. – Общество не может развиваться без передачи духовных ценностей от поколения к поколению. И российская культура всегда славилась тем, что воспринимала и аккумулировала лучшее из других культур, во все времена ее отличали патриотизм, призыв к единению во имя высоких целей, приоритет духовного над материальным, стремление к справедливости, поддержка семейных ценностей.
Но если культура и искусство так сильно влияют на людей, в том числе на неокрепшие умы детей и юношества, имеет смысл задуматься о том, что им сегодня показывают с больших площадок государственных учреждений. Аристархов пояснил, что о цензуре речи не идет: если художник не нарушает закон, он имеет полное право на самовыражение, на любой творческий эксперимент. Но – не за счет бюджетных средств, не за счет налогоплательщиков. И в столице, и на периферии имеются творческие лаборатории, и если у кого-то есть желание сказать миру нечто новое и свежее – ищи средства и вещай. У академических театров предназначение иное – ставить старую добрую классику, прививать к ней вкус молодым и юным. А то ведь порой до абсурда доходит: кругом – одни эксперименты и сплошное самовыражение, а сводить детей на постановку произведения из школьной программы невозможно…
В ходе совещания также обсуждались вопросы, связанные с независимой оценкой качества работы учреждений культуры и не только. А в свободное от работы время гости ознакомились с историей нашего города, проехали по нему с обзорной экскурсией, а также побывали в ряде музеев.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему