Культура

09:31, 09 августа 2013

Купола древних храмов

Свято-Успенский собор гордо возвышается на главной площади Тулы. Год назад он полностью открылся для верующих после реставрации. Во время празднования Дней города и области сюда непременно будут заходить люди, ставить свечи, любоваться фресками верхнего храма.
До 2006 года здесь располагался архив, потом здание было передано Тульской епархии. И когда строители бережно снимали пласты земли вокруг него, проходящим мимо горожанам казалось, что появилась возможность сквозь загадки истории заглянуть в прошлое. Резной, причудливый, выстроенный из красного кирпича Успенский собор и желто-белая Преображенская церковь рядом с ним, да бывший больничный корпус – вот все, что осталось сегодня от бывшего Успенского женского монастыря. Идея его основания в Туле принадлежала царю Федору, сыну Ивана Грозного. В городской писцовой книге за 1587–1589 годы говорится, что «Иван Олексеевич Жеребцов да диак Иван Мешаев Старое городище (место, на котором сегодня расположен Тульский оружейный завод), что усть рчк (против устья речки), отмерели под новый девичь монастырь» участок 70 на 30 саженей: примерно 150 на 64 метра. Однако строительство так и не началось, а в 1598 году умер царь Федор Иоаннович.
Монастырь был основан в XVII веке, точнее сказать нельзя: его архив, находившийся в келье настоятельницы, сгорел при пожаре 1836 года. Однако в «Выписи с строенных Тульских книг» стольника Трофима Хрущова, строившего тульский посад, эта обитель несколько раз упоминается в связи с 1649 годом. А поскольку в 1645-м на престол взошел Алексей Михайлович, то можно точно сказать, что по его указу и был создан «монастырь девичий, что прежде был штатный третьеклассный». Его окружала каменная ограда с четырьмя каменными же башнями, в одной из которых находилась часовня. Большую ценность представляли Святые врата, выполненные в готическом стиле, из листового железа, с вырезанной надписью: «1795 года мая 10 для Тульского монастыря сделаны врата при преосвященном Афанасии и игуменье Тавифе подаянием заводчика Ивана Родионовича Баташова».
По данным 1917 года, в обители было 400 насельниц, и она напоминала небольшой городок: в 1875 году к ней с южной стороны присоединили «городской проулок», да игуменья Агния приобрела у потомственного почетного гражданина Тулы Добрынина два смежных «усадебных места». В 1876 году она же купила у губернского секретаря Тимофеева «пустопорожнее усадебное место» на улице Барановой – ныне Тургеневской. На территории монастыря находились две церкви, две часовни, колокольня, семь лавок и восемь каменных корпусов. Кстати, доход от торговли шел на содержание девочек-сирот, дочерей русских воинов, погибших в сражениях.
Свято-Успенский храм считался центральным в обители. Из документов XVIII века ясно, что в первом варианте здесь было каменное двухэтажное здание того же названия, в верхнем этаже располагался престол во имя Успения Пресвятой Богородицы и приделы – в честь иконы Божией Матери «Неопалимая купина» и Николая Чудотворца. Со временем здание обветшало, стало уходить в землю, весной и в дождливые дни первый этаж заливался водой. В 1791 году по повелению императрицы Екатерины II попечением тульского губернатора Андрея Ивановича Лопухина старую церковь разобрали и построили новую, одноэтажную. Но в 1857 году при игуменье Клавдии этот храм пришел в довольно ветхое состояние, был расширен, что не пошло ему на пользу: разрушение ускорилось. В 1899 году приступили к его разборке, а в 1902 году уже красовался новый, тот, что радует глаз и сейчас, – построенный под руководством губернского инженера Скавронского. Его фасад насыщен элементами из белого камня и профилированного кирпича, и каких только мотивов древнерусского зодчества не увидишь в его декоре. Тут и колонки с перехватами, арки, козырьки и кокошники, виртуозная кладка из материала прекрасного качества, черные купола увенчаны крестами и полумесяцами. Церковь выполнена в византийском или древнерусском стиле, в то время как Преображенский храм рядом – шедевр классицизма, такие здания характерны скорее для строгого Петербурга. Кстати, на его месте когда-то стояла древнейшая церковь «Никола на площади», и в ней хранилась главная святыня монастыря – икона Николая Чудотворца, именуемого Тульским. Позднее она была перенесена в Никольский придел Преображенского храма. Он был построен также при игуменье Клавдии по проекту архитектора Федосеева, ученика и помощника Карло Росси. Главный престол храма во имя Преображения Господня был освящен архиепископом Тульским, преосвященным Дамаскином, 14 декабря 1851 года. В церкви было два придела: справа – в честь иконы Божией Матери Тихвинской, слева – во имя святого Николая Чудотворца. В 1893 году в храме были устроены хоры для монастырских сестер, а в 1896 году – входной тамбур с железными дверями. В нижнем, теплом, храме находились три престола: средний – во имя архистратига Михаила, левый – во имя великомученицы Варвары. Храм Преображения, как и Успенский, был пятикупольным.
В новом двухэтажном Свято-Успенском соборе также были два храма – теплый (зимний) на первом этаже и холодный (летний) на втором, к тому же внизу располагалась трапезная. На первом этаже разместили два алтаря – в честь святой Марии Магдалины и великомученика Пантелеймона. На втором три престола: во имя Успения Божией Матери, преподобного Александра Свирского и иконы «Неопалимая купина». В храме была похоронена почитаемая в Туле игуменья Агния, которая и занималась его строительством. В 1909 году здание было расписано внутри и частично снаружи – предположительно учениками художника Виктора Васнецова. Историки считают, что фрески храма являются точными копиями работ знаменитого живописца в киевском Владимирском соборе.
С этим монастырем в Туле связано немало легенд, в том числе – о святом блаженном Иоанне Тульском, в миру – Иване Котельникове, который родился в семье зажиточного купца, но с семнадцатилетнего возраста посвятил себя юродству, обладал даром предвидения. Предсказал он и пожар, случившийся в городе летом 1834 года. Тогда сгорело более тысячи домов – весь центр Тулы. Но не пострадали домик бедной вдовы на улице Воздвиженской (сегодня это улица Революции) и здания Успенского монастыря, которые перед бедствием святой Иоанн… полил водой. А еще историки рассказывают, что в этом женском монастыре в XIX веке жила монахиня Елизавета Шохина – считают, что именно она послужила прототипом Лизы Калитиной, героини романа Ивана Сергеевича Тургенева «Дворянское гнездо».
Существует также легенда, что образ Николая Чудотворца нашел вблизи Тулы казак Ермолай, эту икону назвали «Никола Тульский». Тот казак впоследствии стал Гермогеном – Патриархом всея Руси и принял мученическую смерть от голода, находясь в заключении у поляков.
Говорят, в монастыре была прекрасная библиотека, основанная в 1870 году, и в ней насчитывалось около двух тысяч томов разных книг, в том числе – богослужебного и религиозного содержания.
 Марина ПАНФИЛОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему