Культура

12:36, 26 июля 2019

Легкие следы на песке

Про людей, без слов понимающих друг друга, близких ментально и похожих в поступках, говорят: «Выросли в одной песочнице». Трогательная и забавная анимационная Песочница тулячки Галии Трушечкиной за четыре месяца собрала порядка двух с половиной тысяч просмотров на ю-тьюбе, сотни отзывов и репостов в Сети и даже устроила свою создательницу на новую работу.

Ирина МЕЛЬХАНОВА
Сергей КИРЕЕВ

Зыбучие пески творчества
– Я всегда что-то лепила, рисовала… В детстве, вместо того чтобы клянчить игрушку у мамы, бралась за пластилин, – вспоминает Галия. – Мне проще было слепить свою фантазию, посадить на шарниры, укрепить фольгой. Я с упоением играла этими самоделками: они были ровно такими, какими мне хотелось. Если покупаешь игрушку, всегда приходится мириться с тем, что что-то в ней не по-твоему. Мне не приходилось.
Уже повзрослев, где-то наткнулась на статью о том, как делаются пластилиновые мультики. Подумала: «Ого, круто! Но слишком трудоемко. Я никогда этого делать не буду». Через некоторое время, попав на выставку кукол, увидела стенд с декорациями и персонажами кукольного мультфильма. Поговорила с его создателем, он много чего мне тогда объяснил. «Замечательно это все!» – решила я и снова резюмировала, что заниматься этим не стану.
А спустя примерно два года однажды проснулась с мыслью, что не просто хочу сделать мультфильм из пластилина, а начну его делать прямо сегодня.
– Как Песочница «прошла кастинг» на главную роль?
– Я думала, о чем буду снимать и из чего? Вспомнила, что дома, кроме пластилина, есть полкило кинетического песка. Что с ним можно сделать? Пустыня? Дюны, барханы… Да нет же, песочница!
Слепила для моей героини емкость, растопив на водяной бане старый, одеревеневший скульптурный пластилин. Корытце окаменело, я поселила туда Песочницу, и начались ее приключения.
– И что же героине удалось повидать за четыре месяца с момента рождения?
– Пока снято три серии. В первом эпизоде мы знакомимся с Песочницей. В ней играют дети (их присутствие обозначено звукорядом), а после убегают, забыв игрушки. Песочница просыпается и начинает играть по-своему: причесывается грабельками, примеряет ведерко… Потом появляется кошка. Нужно ли объяснять, почему Песочница ей не рада? Она кричит: «Кыш!», кидается ведерком, но кошка подбирается все ближе. И тут Песочницу осеняет: при помощи грабелек и лопаточки она превращает себя в фигурку собаки.
Во втором мультфильме по соседству с героиней на лавочке кто-то забывает книжку. Песочница начинает читать, увлекается, воображает себя пиратом. А потом использует полученные знания, чтобы прогнать свою мучительницу-кошку грозным пиратским кличем.
В третьем мультике Песочница нянчит забытого пупса и очень горюет, когда хозяйка забирает его. Материнские чувства приходится излить на кошку.
– То есть с кошкой отношения наладятся?
– Все возможно. У Песочницы жизнь только начинается.
– Уже известно, что случится с ней дальше?
– Есть несколько идей. Может быть, познакомлю с птичкой, предложу вырастить цветок или разовью романтическую линию – например, когда во двор привезут другой песок…
– А можно, пользуясь служебным положением, попросить, чтобы в одном из следующих эпизодов в руки Песочницы попала газета?
– Почему бы и нет. Например, газета может прилететь в виде бумажного самолетика, из нее потом можно делать оригами на темы номера.
– Только кошке не отдавайте. Знаем мы вашу кошку…
– Ни за что! Герой репортажа свою газету не обидит.

Слепила из того,
что было
Один эпизод мультфильма продолжительностью около полутора минут Галия снимает примерно неделю. Качество создательницу пока устраивает не полностью, но избавиться от «подергивания» кадра при любительских съемках проблематично.
– Из-за того что кинетический песок очень текуч, фигурка уже через незначительное время начинает оседать, – объясняет Галия. – Из-за этого мне пришлось снимать меньше кадров в секунду, чем хотелось бы. Какие уж тут 24 кадра! Хотелось бы успеть отснять хотя бы по двенадцать, а начинать пришлось с пяти кадров.
Трудно сказать, в восторг или в ужас пришли бы профессиональные мультипликаторы от такого подхода, только создательница Песочницы определяет движение, необходимое в кадре, «на глаз». Представляет, насколько персонаж должен продвинуться за одну секунду, мысленно делит отрезок на 12 и выставляет последовательные кадры, внося каждый раз «одну двенадцатую» задуманного изменения.
Вообще весь процесс съемок строится на методе проб и ошибок. «Велосипед изобретается» практически ежедневно. Так из двух прямоугольных листов картона декорации постепенно превратились в полукруг с деревом на проволочном каркасе, обмазанный пластилином и покрытый акриловым лаком. Облака «поплыли» по небу на бумажках-самоклейках…
Снимает Галия пока что на обычную «мыльницу». Первый эпизод эпопеи – трудно поверить – был снят даже без штатива. Художница испробовала в качестве подставки для фотоаппарата и стопку книг, и тот же пластилин. По собственным словам, чуть ли не на голову себе крепила…
– То есть мультфильм получается малобюджетным?
– Практически безбюджетным. Кинетический песок – все тот же, с каким и начинала съемки; пластилин, цветной картон и бесплатная фантазия. В работе используется то, что есть в наличии. А чего нет – отважно заменяется самыми неожиданными предметами.
– А свет? Звук?
– Освещение – настольная лампа с закрепленным на ней листом бумаги для рассеивания. Ребячий гомон, шум шагов, пение птиц и тому подобное – скачивались из открытых источников в Интернете. Звуки, издаваемые героиней, – мой голос, записанный и ускоренный. Очень долго не могла подобрать звук, который будет сопровождать передвижения Песочницы. При пересыпании настоящего песка, как ни странно, выходит нечто, совсем не похожее на требуемое шуршание. После долгих экспериментов остановилась на гречке, которую пришлось не пересыпать, а… размешивать микрофоном.
 
Куличики с изюминкой
– Откуда берутся сюжеты?
– Из жизни. Эпизод про книжку, например, родился, когда я начала общаться с будущими коллегами по работе. Это ведь Песочница познакомила меня с директором Регионального библиотечно-информационного комплекса Юлией Ивановой. Кто-то прислал ей ссылку на мой мультик из Сети, она заинтересовалась, связалась со мной и спросила, не хочу ли я работать в мультимедийном отделе, открывающемся в областной детской библиотеке. Я тотчас и согласилась.
Чуть больше месяца Галия работает на новом месте и уже планирует с коллегами совместный проект, призванный заинтересовать детей чтением при помощи мультфильмов.
Предварительно рассматривается вариант анимации, созданной при помощи водных маркеров. Но до осени – именно тогда планируется открыть в библиотеке новый кружок – вполне могут возникнуть и другие идеи. Сама Галия сейчас, сделав перерыв в эпопее про Песочницу, работает над мультфильмом для благотворительного фонда «Не молчи!», создавая его красками на подсвеченном снизу стекле.
– Для кого твои мультфильмы?
– Когда я выкладывала их в Интернет, мне хотелось, чтобы посмотрели дети. Но оказалось, взрослые тоже что-то разглядели. Может быть, им просто смешно. Чистая детская радость взрослым серьезным людям выпадает нечасто.
А возможно, это ностальгия по прекрасному времени, когда во дворе было так весело, в жизни – так просто. Когда Песочница в любой момент могла ожить.
Этакие «песочные часы», дающие возможность повернуть время вспять, возвратившись в ласковое детство.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий