Культура

09:15, 15 февраля 2013

Литературные страсти

Пока гром не грянет, мужик, как известно, и не подумает перекреститься. Поговорка эта как нельзя более актуальна. Судите сами: как только случилось несколько громких ДТП, везде и всюду заговорили о том, что неплохо бы ужесточить наказание для нарушителей правил на дороге. Как только пьяные пассажиры учинили пару скандалов на борту самолета, сразу вдруг стало ясно, что нужно их как-то наказывать. Как будто до этого ни жертв в авариях, ни дебоширов не было. Так же и с новой примерной программой по литературе, недавно выпущенной специалистами Российской академии образования. Она сразу вызвала негодование – словно до нее у нас в преподавании литературы в школе все было замечательно…
– Литература сегодня фактически подчинена задачам обязательного ЕГЭ по русскому языку. Зачастую приходится брать отрывки из произведений и разбирать по принципу заданий экзамена, – вздыхает педагог тульской гимназии № 20 Светлана Антонова. Кому как не ей знать о нелегкой доле предмета: Антонова – почетный работник общего образования, победитель конкурса в рамках нацпроекта, руководитель школьного театрального объединения и городского литературного клуба…
Прочитав примерную программу, многие обеспокоились сокращением часов. Но ведь оно началось не сегодня! Когда-то их было шесть в неделю, потом четыре, а сейчас только три. При том что объем изучаемого материала остается прежним.
Еще одна претензия к разработке РАО – больше внимания уделяется современной прозе под тем предлогом, что классика подросткам начала XXI века уже малопонятна. Как же так – обидеть классику?! А между тем сейчас обиженными оказываются как раз современные авторы. Причем, говоря «современные», имеем в виду вовсе не Пелевина и Улицкую, на которых все так ополчились, а Шукшина, Айтматова или, например, Высоцкого. Ведь произведения авторов второй половины XX столетия (о XXI и речи нет) изучаются в последней четверти 11-го класса. Хронологические детали означают следующее: за 2–3 урока требуется пройти (видимо, мимо) творчество 5–6 писателей и поэтов, каждый из которых зачастую представляет собой целый пласт советской культуры. И это тогда, когда на дворе апрель и май, а в голове у старшеклассников ЕГЭ – свидания – последний звонок – платье на выпускной…  
Получается, что блок современной литературы все-таки стоит расширить. Но делать это нужно с осторожностью и тщательно выбирая авторов и произведения.
– Мы брали с ребятами рассказы Улицкой, когда все это было на волне популярности, – говорит Антонова. – И все-таки, как мне кажется, с такими произведениями нужно просто знакомиться, а не детально их разбирать. Понимаете, у современных авторов в книгах много того, что не слишком хорошо влияет на детскую психику, которая еще не окрепла. На мой взгляд, классике все же надо уделять больше внимания – нравственные основы формируются именно под ее влиянием.  
А что касается отсутствия интереса подростков к хрестоматийным «кирпичам», тут не все безнадежно.
– Например, «Война и мир» – это вообще великое произведение, – считает одиннадцатиклассник гимназии Миша Рязанцев. – Там все аспекты жизни есть – любовь, героизм, человеческие ошибки, цели... Это со временем не меняется, поэтому читать интересно… У современных авторов много негатива. Я, например, начинал читать «Generation «П» Пелевина, но мне не понравилось. Менеджер, который под наркотиками делает рекламу, – это мне как-то неблизко. Есть, конечно, интересная фантастика, но ее можно не изучать в школе, а читать в свободное время.
Вы скажете: так ведь это гимназист, в других школах детей не заставишь взять книгу в руки. И будете не правы, но только в одном: в гимназии тоже есть те, для кого чтение, мягко говоря, не самое любимое времяпрепровождение. Как признается Светлана Антонова, некоторым особо проблемным классам она даже делает ксерокопии произведений и читает их вместе с ними, прямо на уроке…
Впрочем, талант учителя в том и заключается, чтобы развить интерес к своему предмету, и тут ни одна программа не поможет и не помешает. У Светланы Антоновой есть свои «ключики»: во-первых, поездки в московские театры на экранизации классики, во-вторых – объединение «Ровесники», где упомянутый Миша Рязанцев занимается, кстати, уже три года. Им приходится, конечно, готовить постановки к «последнему звонку» или 1 сентября, но есть возможность делать что-то «для души». За десять лет существования накопился собственный репертуар.
С таким учителем не страшна никакая программа, он найдет способ преподать материал так, чтобы в конечном итоге подростки обогатились, а не обед­нели. Но много ли их, талантливых педагогов?
– Не люблю, когда приходят практиканты, – признается Антонова. – Я просто в ужасе: большинство сами ничего не читают, даже то, что обязаны преподать ученикам. Поэтому, чтобы никого не подвести, приходится разбирать с ними буквально каждый урок.
Так, может быть, прежде чем перекраивать программу, чиновникам стоит подумать об увеличении часов преподавания литературы, о подготовке педагогов на должном уровне, поощрении тех, кто умеет сделать так, чтобы подростки влюблялись в Гумилева?..
Татьяна МОТОРИНА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

Музыкальный секрет

15 февраля, 09:10

Читать будем?..

15 февраля, 09:08

Разбудить зрителя

12 февраля, 21:10

Великий романтик

12 февраля, 21:09

На эту же тему