Культура

17:49, 14 января 2013

Любовь и ненависть Плантагенетов

Спектакль «Аквитанская львица», поставленный в Тульском академическом театре драмы по пьесе Джеймса Голдмена, напоминает шахматную партию. Здесь есть разные фигуры, короли и пешки, и все они ходят строго по правилам, по своим клеткам. Лишь одной королеве ничто и никто не указ.
События происходят в ХII веке, но режиссер Дмитрий Краснов и художник-постановщик Александр Дубровин создали на сцене пространство без привязки к определенной эпохе. Дворец условно обозначен наклонным помостом, сбитым из некрашеных досок, в котором то и дело обнаруживаются люки, проходы, порой напоминающие крысиные ходы. Лишь яркие костюмы Елены Погожевой из бархата, замши и меха стилизованы под то давнее время и словно отсылают на несколько столетий назад зрителей, которые по ходу действия порой забывают, что перед ними не современники, а исторические персонажи – король Генрих Плантагенет (Дмитрий Краснов) и королева Элинор Аквитанская (Наталья Савченко).
Эта история, наполненная альковными секретами, интригами и дворцовыми тайнами, повествует о борьбе за престол и об удивительной любви венценосных супругов и пользуется довольно большой популярностью у театральных и кинорежиссеров всего мира. Так, в 1968 году эту хорошо прописанную трагикомедию экранизировал Энтони Харви с Кэтрин Хепберн в главной роли, а в России в 2003 году ее снял Андрей Кончаловский.
Оригинальное название пьесы – «Лев зимой», но в ТАДТ ее переименовали в «Аквитанскую львицу» и таким образом сразу акцентировали внимание на главном персонаже – сильной, нежной, властной «царице зверей», защищающей троих своих детей и мучительно страдающей от их отнюдь не королевских поступков. Актриса Наталья Савченко показывает женщину, жаждущую любить свою семью и свою землю, вынужденную терпеть обиды и воевать за все, что ей дорого, улыбаясь сквозь слезы и пряча боль за маской невозмутимости и царственного спокойствия. Ревность к юной сопернице, французской принцессе Эллис (Полина Шатохина), в ней уживается с любовью к мужу, коварство и властность – с лукавой иронией и боевым азартом. Впрочем, молодая любовница Генриха, которую он сам же характеризует «сладкой, как патока, даже зубы вязнут», вряд ли может быть достойной конкуренткой подлинной Королеве, рядом с которой Плантагенету уж точно скучать не приходится. Интересно наблюдать эту неразрывную связь двух соперничающих сильных личностей, вдруг понимающих, что при всех противоречиях они бесконечно близки, потому что равны – и в достоинствах, и в грехах. Она его любит, презирает, жалеет, жаждет его перерождения, защищает сыновей от мужа и мужа – от наследников, а он снова и снова возвращается к ней, заскучав с другими.
В этой истории любви-ненависти, разрушаемой жаждой власти, словно в сказке, трое сыновей, и все они страдают от заработанных в детстве комплексов: здесь есть и злобная зависть, и тщеславие, соперничество, жестокость. Сильный, волевой и властный Ричард (Александр Соловьев) воспитан матерью в твердой уверенности в правах на престол, которые он яростно отстаивает в борьбе с братьями. Слабый, инфантильный и трусливый Джон, с ранних лет рассчитывающий лишь на силу отца, то впадает в истерику, то ввязывается в интриги, которые плетет король Франции Филипп (Сергей Пыжов) против его родителя-покровителя. Страшнее же всего недостаток любви проявился в среднем – Джеффри (Евгений Маленчев): этот постоянно озлобленный, желчный и циничный человек в отместку за ущемленное самолюбие даже готов стать отцеубийцей.
Сделав центральной тему разрушения родственных связей, режиссер выносит ее за рамки конкретного времени, хотя и не отказывается от некоторых намеков: кубки, вымпелы, оружие вроде бы из тех давних дней. Но вот рыжая пышная прическа «львицы» – вне стиля и моды. И отношения здесь выясняются не согласно придворному этикету, а почти современно, порой перерастая в откровенную склоку. Даже принцессу к алтарю приглашают не с подобающими для ее титула поклонами, а волокут, как простую пастушку, не обращая внимания на ее вопли. Впрочем, достойна ли быть на троне та, которой «ничего не нужно, кроме Генри», как утверждает эта простушка без амбиций и без характера, пешка, стремящаяся быть рядом с королем?
Дмитрий Краснов играет этого монарха – воина, политика и интригана – интересно и умно. Перед лицом предательства близких людей его герой вдруг прозревает, понимая тщету борьбы всех со всеми, а потом ломается не в силах преступить через родную кровь, через нечто большее, чем долг. Финальная сцена, где словно постаревший разом Генрих не может казнить предавшего его сына, сыграна сильно, с невероятным напряжением. И зритель понимает, что его смысл жизни и утешение – эта «львица», которая, даже пребывая в заточении, умудряется быть свободной и независимой, а, подвергаясь унижениям, не утрачивает гордости и достоинства.
Марина ПАНФИЛОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему