Культура

19:25, 09 марта 2016

Любовь – в центре событий

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Пожалуй, до сих пор никто из политиков, социологов не задумывался: а как отра­зился на нас период, условно именуемый «лихими девяностыми»? С какими потерями (приобретениями) вышло из него целое поколение бывших советских людей?

Ну тех, кто привык быть и жить защищенным – «партией и правительством», проф­союзом, самим строем? У которых были гарантированная зарплата, трудоустройство, право на бесплатное жилье – как их контузило то время, обрушившееся как лавина?

Удивительно, что об этом рассуждает в своей пьесе «Дальше будет новый день» 28-летняя Ярослава Пулинович – известный драматург, ученица знаменитого Николая Коляды, произведения которой ставят не только в российских театрах, но и за границей: на рубеже 80–90-х она, что называется, под стол пешком ходила.
Причем автор показывает и тех, кто уцелел и не погиб под обломками гигантской державы, и тех, кого они воспитали. И делает это очень жестко, а порой и цинично, без сантиментов и полутонов.
Спектакль «Дальше будет новый день» в Тульском академическом театре драмы поставил ровесник драматурга, актер и режиссер Евгений Маленчев.
Когда читаешь пьесу, перед глазами появляются цветные образы, автор детально описывает костюмы, обстановку – картины, мебель, ковры: тряпки мельтешат, дополняя характеристики персонажей.
Но туляки, хоть Пулинович в ремарках много внимания уделяет интерьеру, реквизиту, решили все минимизировать, сосредоточив внимание на актерской игре: здесь лицедейство – на первом плане.
Характеры обрисованы актерами четко, яркими смелыми мазками, а общий вид сцены выведен черно-белыми оттенками – такое решение придумал художник Александр Дубровин. Здесь нет мебели, кроме пары стульев. Здесь из декораций – три огромные конструкции, которые обрисовывают пространство. Они так расчерчены, что напоминают то ли дома-высотки, наводя на мысль о городских джунглях, то ли стены гигантской клетки, в которую заключен весь этот сценический зоопарк.
Персонажи – его обитатели, а главная героиня Жанна (Любовь Спирихина) – дрессировщик. Она подчиняет себе судьбы, события, не замечая, что шагает по головам. Впрочем, если и заметит, выбора-то нет: или ты топчешь, или – тебя топчут. Это и есть закон джунглей, по которому все мы стали жить с приходом тех самых «лихих девяностых».
Свою роль актриса, которую зрители привыкли видеть в другом амплуа – прекрасной обольстительницы, играет беспощадно. С первых шагов, с первых реплик она показывает трагедию, случившуюся в нашей стране, о которой почему-то умалчивают. Это трагедия выживших, выстоявших и – состоявшихся. Какой ценой им досталась респектабельность?..
Короткие рубленые фразы, которыми говорит эта бизнесвумен, могут поведать о многом. Как и одежда Жанны и ее сотрудниц (Марина Анисимова, Наталья Красильникова), которых художник Елена Погожева облачила в мужские костюмы, сразу определив характеры. Ну а когда появляется мальчик по вызову (Сергей Пыжов), все вообще становится ясно...
То, как героиня в самом начале переносит предательство молодого любовника Андрея (Максим Тостиков), достойно уважения, хотя кого-то может бросить в дрожь от ее фраз, обращенных к самой себе: «Жанна… Жанна… Молчать, я сказала! Молчать, сука! Взяла себя в руки!.. Пусть уходит. Если ты заплачешь, я дам тебе в рожу».
Да, лексикон, конечно, не комильфо, и словечки покрепче вылетают. Но их прощаешь – и автору, и исполнителям, потому что нет фальши ни в игре, ни в самом повествовании. Ну а кто же на правду обижается?..
И как хороша она, эта ранимая «железная леди», владелица сети магазинов «Вкуснятина». Можно предполагать: Андрей – один из продуктов, который она потребляет, или она его любит? А кому как нравится.
«Я не бедная, я – богатая», – обрывает Жанна сердобольную бабульку (Ирина Федотова) на кладбище, не позволяя той жалеть себя, потому что это расслабляет, и выбивает из колеи, и лишает сил. А чего стоит ее монолог, обращенный к умершему отцу! Но сквозь жестокие слова прорывается главное: дочерняя любовь невероятной силы.
Здесь много монологов – долгих, затянутых, как кажется, когда читаешь пьесу. Но актеры играют так захватывающе, что современная публика, с ее клиповым восприятием, не устает, не отвлекается.
Зрители слушают завороженно исповедь Жанны о том, как она начала сколачивать капитал, как везла из тмутаракани какие-то серые макароны, чтоб втюхать их покупателям под видом «импорта», а вырученные деньги вновь пустить в оборот. И это «шоссе длиною в жизнь», о котором она говорит, кажется, пролегает через зал.
Деловой партнер Виталий Аркадьевич (Андрей Сидоренко) с его рассказом о детях-потребленцах, об опостылевшей жене – «женился на ногах, а жить пришлось с человеком», о младшенькой, любимой Варюшке, сразу вызывает симпатию. И понимаешь: он и Жанна – потерянные дети той перестроечной поры.
Есть и представители молодого поколения, горе-любовник Андрей и та, к кому он уходит, – девятнадцатилетняя Катя, «тетеха», как он зовет ее.
Вообще этот спектакль можно бы назвать «Отцы и дети», если сравнивать два поколения – тех, кто жил в эпоху дикого рынка, и тех, кто пришел к ним на смену, инфантов – не королевских детей, которые умеют только получать, потреблять. Которые живут в виртуале и понятия не имеют, что делать с реальной жизнью и проблемами, которые она преподносит.
Андрей, «сладкий мальчик», Жаннина конфетка, сумел, паразитируя на взрослой любовнице, сколотить капиталец, чтобы купить квартирку. Но тут же облажался, что называется, без руководящей руки старших и вложил их не в то строительство. Вот и прогорел. Но жалеть его что-то не хочется.
Правда, беременная «тетеха» в исполнении Полины Шатохиной очень трогательна и забавна. Актриса говорит с провинциальным прононсом, опуская гласные: «Я скзла… А ты! Зчем кмпот мой впил?!.»
Но все-таки убогий быт и неприспособленность безмозглой парочки не умиляют, скорее наоборот – раздражают. Ведь по паспорту – взрослые люди, одной скоро двадцать, а другому – тридцать стукнет, а все никак не могут повзрослеть, уразуметь, что такое ответственность. И непонятно, любят ли они друг друга, способны ли на это вообще, или это просто банальный брак по «залету».
И когда Жанна решает, что их ребенок ей нужнее, это не очень шокирует: а может, и правда, у такой сильной женщины ему будет лучше и голодать не придется?..
Режиссер и автор пьесы не дают зрителю конкретных ответов: а что же будет дальше с ними со всеми? И приходится удовольствоваться названием пьесы – дальше будет новый день.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему