Культура

09:00, 04 сентября 2015

Магия доброты в драме

 Марина ПАНФИЛОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Похоже, Покров – праздник, особо чтимый драматургом Леонидом Зориным, чью пьесу «Измена» поставил в Тульском театре драмы режиссер Андрей Любимов. Премьера состоялась вчера, сегодня – бенефис заслуженной артистки РФ Натальи Дружининой, к юбилею которой и был создан спектакль.

Множество пьес, повестей, романов принадлежат перу Зорина. Самые известные из них – «Варшавская мелодия», «Царская охота», «Друзья и годы», «Медная бабушка» и, конечно же, «Покровские ворота».
И городок, в котором происходит действие «Измены», называется Покровск не случайно. Автор словно дает подсказку: Покров празднуется осенью, и это – время жизни, в котором пребывают главные герои, период мудрости и спокойных раздумий, когда, казалось бы, все яркие события в прошлом. Но недаром осень считается порой свадеб, вот и в жизни персонажей Зорина могут произойти крутые перемены.
– Моя героиня, Зара Петровна, – женщина, живущая в провинции, захолустном городке, где все знают друг друга и друг про друга, – рассказала актриса Наталья Дружинина. – Но тихое, спокойное бытие эту даму не устраивает, и она решает изменить все. Она хочет освежить чувства, вернуть себе внимание мужа, а также – внимание горожан к нему, человеку незаурядному и талантливому, причем метод ее весьма необычен. Недаром автор это произведение назвал «лирической авантюрой» – очень точная характеристика. Я благодарна режиссеру за возможность сыграть роль необычную, каких не было в моем репертуаре прежде. Здесь есть какие-то новые формы, новые грани, что дает возможность попробовать себя практически в другом амплуа. Но вот сделать так, чтобы этот персонаж смотрелся органично, а не гротескно – очень важно. Женщины меня поймут: это как надеть красивое платье и суметь ему соответствовать…
Пьеса написана в 1979-м, и создатели спектакля постарались возродить на сцене ТАТД атмосферу того времени. Но туляки увидят не Покровск, а наш город тридцатилетней давности: и на фотографиях на огромном экране, которые служат своеобразными декорациями, и даже на афишах, оповещающих, что и сегодня, и завтра в парке на танцах играет ВИА с названием «Фанты».
Главное место на сцене занимает то ли танцплощадка, то ли парковая эстрада – подобная была показана в «Покровских воротах». Два произведения схожи по настроению: в «Измене» присутствуют те же тонкие психологические нюансы, нотки ностальгии, сквозь которые прорывается легкая грусть.
Эти же мотивы сохранены и в спектакле тульского драмтеатра, недаром художник-постановщик Ирина Блохина оформила сцену в голубых тонах: именно таким видится прошлое, тот самый берег юности, о котором поется в бардовской песне, – столь необычное сопровождение подобрала заведующая музыкальной частью Лариса Козлова.
На вопрос, как появилась такая идея, она ответила:
– Эти мотивы – из прошлого души. И они соответствуют атмосфере, ситуации, актерам. К тому же любимый певец Леонида Генриховича Зорина – Булат Шалвович Окуджава, так что его песни вписались сюда весьма органично, как и созвучные им творения Юрия Визбора, Вероники Долиной, Сергея Никитина. Здесь двенадцать музыкальных номеров, которые актеры исполняют сами, у каждого есть своя партия, своя тема. Песня Зары – это, конечно, «Черное море», о котором она мечтает, ностальгирует. Ну как мы в Туле вспоминаем про море и знаем, что оно где-то там шумит…
Есть в спектакле и своеобразный греческий хор – четыре актрисы в костюмах в стиле 70-х, которые по ходу действия преображаются то в официанток, то в уборщиц, то в женский ансамбль, распевающий «Охотный ряд», «Городок», «Наденька».
«Измена» – четвертый по счету спектакль, который ставит в Туле московский режиссер Андрей Любимов, так что нашей публике уже знаком его почерк. Это всегда – обращение к душе, разговор о том сокровенном и потаенном, что можно открыть только близкому человеку. В беседе Андрей Геннадьевич отметил:
– Я рад, что уже давно словно прописался в Туле, мне уже хорошо знакома труппа, я знаю способности каждого актера. Часто бывает, что постановщик ищет пьесу под артиста. И этот спектакль создавался специально на Наталью Петровну: мое желание поработать над данным произведением совпало с юбилеем актрисы, которая прекрасно справляется со своей задачей, раскрывая все грани образа – и комедийные, и драматические, и лирические.
Те, кто знаком с творчеством Леонида Зорина, знают, что этот мастер владеет своеобразной магией – магией доброты. Этих интонаций не хватает нам в современном мире, где правят сегодня, к сожалению, совсем другие чувства. Но от недостатка любви, душевности, сердечности можно задохнуться, как люди задыхаются без кислорода.
Он добавил, что при этом театр не должен быть ментором, но, как сказал Николай Васильевич Гоголь, «театр – это кафедра, с которой можно сказать много доброго».
– Мне кажется, что в зрительном зале всегда должен происходить диалог, обмен мнениями, – продолжил Любимов. – Вспомним Альберта Эйнштейна, который говорил, что если у меня есть одно яблоко, а одно – у вас и мы обменяемся ими, то все останется по-преж­нему. Но если у каждого из нас есть мысль, то в случае такого обмена у каждого будет по две мысли.
Без диалога человечество вым­рет…
Чтобы наладить этот диалог, при постановке приходилось немного отступать от текста.
– Нам приходилось иногда адаптировать спектакль к сегодняшнему дню, – объяснил Любимов. – Ну, к примеру, у автора есть действующее лицо с профессией «цивилист». Кто сегодня поймет, о чем речь? А десятилетия назад так называли нотариусов. И пришлось несколько поправить, чтобы публика «не спотыкалась» о незнакомые термины.
Вообще же, Карло Гоцци писал только сценарии, а артисты комедии дель арте потом импровизировали в рамках предложенных сюжетов. И здесь мы импровизируем под музыку, артист должен самостоятельно творить, ведь театр – это территория свободы. Только в игре человек становится свободным или ощущает себя таковым. Об этом говорил Анатолий Эфрос, когда провозглашал: «Репетиции – любовь моя». И если мы с артистами получали удовольствие на репетициях, надеюсь, что зритель получит не меньшее наслаждение, посмотрев спектакль.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий